Найти тему
Наталья Баева

Три жизни Казака Луганского - 4

Увидеть новые земли и новые народы - для Владимира Даля именно это и было целью Хивинского похода. А для России - обеспечение торгового пути, прекращение набегов кочевников и вызволение из Хивы русских пленников. А ещё - исследование Аральского моря.

В последний момент перед отправкой Даля догнала мать, с которой он уже простился дома. В руках - большой тюк: "Володя, возьми! Не мёрзни!"

Оказалось - огромная шуба с мехом в два слоя: наружный - олений, внутри - лисий. Взял потому, что нельзя же отказать, а эта шуба спасла ему жизнь!

Зимний поход был подготовлен, казалось бы, хорошо: продуманная экипировка, по пути две крепости с гарнизонами и запасами провианта. Но на третий день пути грянули тридцатиградусные морозы. Кругом степь, "ни прута леса".

Чтобы хоть как-нибудь согреться, сожгли все канаты, понтонные лодки, рыболовные челны, поставленные на колёса... Когда же мороз дошёл до сорока градусов, часовые отморозили носы и ноги. Приходилось ампутировать прямо на морозе! Через месяц такого похода началась повальная цинга. Воспаления лёгких. Люди умирали каждый день десятками. Последнее, чем Даль ухитрился согреть палатку - костерок из деревянных футляров от научных приборов.

-2

В крепостях удалось немного отдохнуть и подкормиться, но то, что осталось от армии было уже небоеспособно, и Перовский распорядился прекратить поход. И обратный путь был таким же кошмаром: схоронили треть корпуса. Это был крах - ясно было, что Перовскому грозит отставка, и далеко не почётная.

Но император... наградил всех участников похода. И Даль получил тысячу десятин земли под Оренбургом, но становиться помещиком он не собирался. Пора в Петербург!

Перед самым отъездом из Оренбурга Владимир Даль обвенчался с Екатериной Соколовой. Приехал в столицу с женой, матерью и двумя детьми.

Следующие годы, казалось, не были богаты событиями, но незаметно для себя Владимир Иванович стал одним из самых популярных и влиятельных людей в Петербурге. "Начальник Особой канцелярии министерства внутренних дел" - так теперь называлась его должность. А главными "внутренними делами" Даль считал устройство больниц и учебных заведений. Светская жизнь тоже была обязанностью, и по четвергам Даль принимал гостей. Даже беглое перечисление этих гостей даёт представление об уровне интересов хозяина: Пирогов, Литке, Врангель, Шевченко, Щепкин... Именно здесь родилась идея о создании Русского Географического общества, а позже - и Хирургического общества.

Красивый рисунок, но явный апокриф: на момент основания общества Далю было 43 года, и он ещё не был похож на седого бородатого патриарха (в центре).
Красивый рисунок, но явный апокриф: на момент основания общества Далю было 43 года, и он ещё не был похож на седого бородатого патриарха (в центре).

Сохранился рассказ о том, как Даль едва успел в театр: сбросил мундир, надел сюртук, какой попал под руку - и влетел в зрительный зал, когда уже гасили свечи. Половину представления просидел благополучно, а в антракте... вдруг заметил, что на него смотрят как-то странно. Батюшки - в сюртуке дырка, а вокруг - пятно! Оказывается, схватил сюртук Пушкина.

Анекдот? Скорее всего, да - ведь высоченному Далю пушкинский сюртук был бы слишком мал. Но анекдот характерный - вот в таком темпе и жил...

Семья росла, детей было уже пятеро: Лев-Арслан, Юля, Маша, Оля и Катя. Не доверяя никаким гувернёрам, образованием детей Владимир Иванович занимался сам. Как успевал?! А он считал, что никакого особого времени для этого не нужно, просто надо сделать детей своими сотрудниками, соучастниками в общем деле. Сажал их работать вместе с собой над составлением будущего словаря, поручал то, с чем справятся: заполнение карточек. На каждой надо написать тему, поговорку и название губернии, откуда она произошла. Самым чётким почерком.

Что непонятно - спрашивали, и узнавали много нового. Названия губерний скоро запомнили все и находили их на карте, а о грамотности нечего и говорить - сколько раз приходилось писать одни и те же слова!

Вот только что касается языков иностранных - отец-полиглот считал, что от раннего их изучения вреда больше, чем пользы. Надо в совершенстве освоить свой! А когда дети научатся учиться, будут находить радость в новых знаниях - тогда освоят. Лет в семь-восемь, не раньше. Гораздо важнее то, что дети не знают, что такое "скучно" и "нечего делать"!

Можно ли было подозревать крупного чиновника, солидного отца семейства, в революционных настроениях? Неуёмный Фаддей Булгарин подозревал. В особенности после выхода в свет сочинения "господина Луганского" "О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа".

Непреложный вывод: "застращав и поработив умы, можно заставить людей повиноваться". Только распространение образования способно рассеять тьму, но где школы и учителя? Где "чтение для народа"?

Созданием "народной библиотеки" Даль занялся сам. Только верность правде, только то, что уже успели назвать "натуральной школой". Один за другим появляются рассказы и очерки: "Денщик", "Дворник", "Колбасники и бородачи", "Павел Алексеевич Игривый", "Находчивое поколение"... Неприятности с цензурой стали привычными, но автор нашёл своего читателя! Собрание сочинений Казака Луганского вышло в 1847 году. Далеко не полное - только художественные произведения. Это издание предваряется статьёй Тургенева, где он отзывается о таланте автора не просто одобрительно - восторженно.

И тут же - новый донос из цензурного комитета и выговор от потерявшего терпение министра:

- Даль, выбирай: писать - так не служить, служить - так не писать!

После этого нельзя делать вид, что ничего не произошло. В тот же день Даль спалил в камине несколько папок своих дневниковых записей и частной переписки, и подал прошение о переводе в провинцию. В Нижний Новгород. Издателям, с которыми сотрудничал, написал: "Печатать ничего не стану, покуда не изменятся обстоятельства".

-4

Здесь, в Нижнем, "странный чиновник, который не берёт взяток" вплотную занялся делом жизни - СЛОВАРЁМ. Для которого уже было собрано ДВЕСТИ ТЫСЯЧ слов! В систематизации это богатства помогала вся контора, и конечно дети. "Весь словарь был написан под детские разговоры".

Единственным человеком, не умеющим себя занять, страдающим от скуки, была в этом семействе Екатерина Львовна. Жена Даля и мать его дочерей. Отношения у супругов были, как будто, и неплохие, но счастья не получилось...

Новая публикация (и новое столкновение с Цензурным комитетом) - шесть лет спустя. Это был фундаментальный труд "Пословицы русского народа".

-5

(продолжение следует. Начало здесь: