Я уже писала здесь о том, как снимали дачи в СССР, а сегодня о счастливых владельцах дач и их жизни. Между прочим, в советские времена дачников было куда меньше, чем сейчас.
Самые крутые дачи были у тех, кто получал их в 30-е-40-е годы. Ну и давали огромные участки (30-40 соток) людям непростым. Это были видные деятели культуры и искусства, чиновники и прочая номенклатура. Например, распределением дач в подмосковном Кратово, где я провела на один год на съемных дачах, распределением участков занимался сам Лазарь Каганович.
На таких дачах в основном отдыхали, а не вкалывали, участки утопали в тени деревьев, на них не вырубались участки под огороды.
Драгоценные 6 соток
При Хрущеве же возникли те самые «6 соток» (а иногда и 4). Считалось, что они предназначены именно для садоводства и огородничества. Так их и восприняли советские люди. Насчет домов существовало ограничение – нельзя было возводить двухэтажные жилые здания.
Стройка дома была целой проблемой — приходилось решать сложные задачки, как добыть необходимые материалы. И проблема существовала на протяжении многих лет. Что-то добывалось по блату, что-то (например, металлические каркасы для теплиц) — у себя на предприятиях.
А некоторые покупали готовые срубы где-нибудь на севере или поближе и перевозили его на свои участки (такая ситуация описана в рассказе Людмилы Петрушевской «Дом девушек)
Типичная дачная жизнь предстает перед нами в фильме «Москва слезам не верит». Мы видим и начало строительства поселка, куда Тоня приезжает знакомиться с будущими свекром и свекровью — все потихоньку строится, по необустроенным дорогам ездят люди на велосипедах с ведрами. А Тоня сразу думает, где и что посадить еще.
А потом мы видим эту дачу много лет спустя, когда Тоня уже сама хозяйка, ее участок полностью обустроен, и она собирает урожай, закручивает и маринует. А Николай показывает девушке сына различные посадки, как когда-то показывал их юной Тоне.. Можно сказать, что для этой семьи дача —предмет гордости.
Кстати, был еще один способ заполучить загородное имение — купить дом в деревне. Но по существующим условиям, там надо было прописаться. Мой папа, увлеченный этой идеей, предложил прописаться теще — то есть моей бабушке. Но та с негодованием выслушала это предложение.
Немного об условиях
Понятно, что туалеты на участках были тогда только в виде будок. О центральном водопроводе в дачных поселках тогда тоже многим приходилось мечтать. Воду брали из колодцев. Один из символов тех дач —рукомойник на дереве. Газ покупали в маленьких баллонах и часто подключали их прямо к плитке.
Инфраструктура
В крутых стародачных поселках имелись магазины разного профиля. А вот в «простыв» садоводствах проблема с продуктами решалась тяжело- можно было, например, долго-долго ехать на велосипеде, а то и на электричке.
О транспорте
Как мы знаем, автомобили тогда были у весьма ограниченного количества граждан. Поэтому часто путь на дачу был нелегок. Знакомая рассказывала мне, как в теплое время года они всей семьей вставали утром в несусветную рань, ехали со всеми пожитками до вокзала потом более двух часов на электричке, потом полчаса на автобусе, а в конце еще преодолевали некоторое расстояние пешком.
Труд vs отдых
Большинство считало, что на даче неприлично просто отдыхать (у многих такой подход сохранился и по сей день). Грядки, прополка, парники, покраска забора, устранение вечно возникающих поломок и недоделок, а там еще засушить, законсервировать, заготовить, сварить варенье. Дача для многих была неплохим подспорьем. Но было и другое: конкуренция с соседями, у кого кабачки лучше и клубника крупнее. Садоводы активно обменивались опытом и аграрными достижениями. Многие, приобретя свою дачу, отдавали ей все лето и переставали ездить на курорты.
Жертвой всего этого становились и дети. Их активно впрягали в работу. Я реально знаю тех, кто с детства невзлюбил дачу, потому что она ассоциировалась с постоянным трудом и родительскими заданиями