Найти тему
Репортёр

Вместо эмбарго — рост отгрузок. Пока европейские НПЗ спорят, Индия захватывает рынок топлива ЕС

В JPMorgan допускают скачок цены на сорт нефти Brent до 185 долл/барр в том случае, если Евросоюз всё же введёт эмбарго на российскую нефть (108,5 долл по состоянию на полдень, 20 апреля). Правда такой сценарий там всё же считают маловероятным, рассчитывая на постепенный отказ производителями нефтепродуктов от покупки новых партий.

Любопытно, что такой резкий отказ сегодня скорее даже желателен для российских производителей (если отбросить, что ещё более желательным было бы восстановление нормальных экономических связей). Дело в том, что с резким ростом стоимости Brent дисконт к цене на Urals и другие сорта российской нефти будет считаться уже от 185 долл. И наши нефтяники заработают больше.

Но это потом, если вообще случится. А что сейчас?

По последним данным, среднесуточный экспорт нефти из РФ (Транснефть) в дальнее зарубежье за первую половину апреля составил 645 тыс тонн (+14,2% к марту). Из них 627 тыс тонн/с — российские. По российскому сырью рост был даже чуть выше — 14,7%.

Лидер прироста закупок — Польша (34,5 тыс тонн, в 2 раза  в сравнении с мартом). И это несмотря на постоянные агрессивные заявления польских политиков.

Причину раскрывает председатель правления польского концерна PKN Orlen Даниэль Обайтек. Ещё в начале апреля он выступил как раз за то, чтобы если уж отказываться, то всем сразу.

«В противном случае может сложиться ситуация, при которой мы перестанем закупать, а продолжат, например, немецкие НПЗ, которые частично принадлежат русским. В результате продукты на основе дешевого, но не нужного нам сырья всё равно окажутся на рынке».

Правда, ФРГ в апреле закупки как раз сократила (-27,7%, до 40 тыс тонн/с) и на этом фоне активность PKN скорее похожа на стремление нажиться на немецком рынке. Не говоря уж о том, что Польша сегодня поставляет топливо Украине и нефть для этого тоже нужно где-то брать.

О Shell, которая маскирует происхождение топлива схемой «Латвийский микс» мы уже писали.

В общем, пока что с эмбарго всё гладко только в заявлениях европейских политиков. А на деле всё это очень напоминает нефтяное эмбарго Советской России 100-летней давности. Тогда оно продержалось полгода, в течение которых крупнейшие зарубежные импортёры разрывались между стремлением заключить контракты с большевиками на выгодных условиях и подозрениями, как бы их не обошли конкуренты.

Ну а пока европейцы спорят, кому первому прекращать закупки, Индия метёт с рынка всю российскую нефть,  которую находит: отмечены сделки по дальневосточным сортам, которые обычно на индийские заводы на поставлялись. Куда идёт бензин и дизель с индийских заводов, думаем, объяснять не нужно.

В марте зафиксирован самый высокий показатель экспорта дизтоплива Индией за последние 2 года (847 тыс барр/с). 30% из них ушли в ЕС. И это при том, что основная часть закупленной в последнее время росссийской нефти только начинает поступать на НПЗ Индии.

В этом ещё одна причина нерешительности европейских НПЗ. Полный отказ от российского сырья толкнёт для них цены вверх, в то время как Индия продолжит поставлять в ЕС топливо из российской нефти. Вернее не просто продолжит, а будет наращивать.

Капитализм всегда остаётся капитализмом, в этом его сила и слабость.

#РепортёрНовости