Найти тему

Археологи музея Фелицына изучают захоронение знатного воина XIV века

Музей – живой организм, развивающийся каждый день, каждое мгновение. В данный момент сотрудники отдела археологических фондов музея Фелицына изучают захоронение воина, который был погребён в бронзовом гробу. В начале XX века в Кубанский Войсковой музей (ныне – Краснодарский государственный историко-археологический музей-заповедник им. Е.Д. Фелицына) поступили материалы из раскопанного на Северо-Западном Кавказе погребения воина золотоордынского времени.

Из вещей элитарного и некогда, несомненно, богатейшего комплекса в музее оказался «медный гроб», фрагменты сабли, наконечники стрел, гребень, а также скелет мужчины.
Данный комплекс интересен не только своей крайней редкостью. На сегодняшний день известно не менее девяти (не считая комплекса, которому посвящена данная статья) погребений в гробах, сделанных из листовой меди или бронзы. Но и тем, что внутри захоронения сохранился скелет человека. И сейчас его можно изучить методами палеоантропологии и молекулярной биологии.

-2

Вот что рассказывает Александра Николаевна Абрамова - заведующая отделом археологических фондов музея Фелицына:
«Это скелет молодого мужчины 25-30 лет. В данный момент совместно с антропологами Московского государственного университета производится реконструкция лица мужчины по черепу методом М.М. Герасимова. Удалось рассчитать и его рост, он составлял около 178 см.
Помимо самого скелета в погребении присутствовали и стрелы, две из них стали причиной смерти воина. Одна стрела ранила воина в область над поясницей и застряла между третьим и четвёртым поясничными позвонками слева. А вторая вошла в область живота и оставила след на внутренней стороне 7-го ребра с правой стороны. Стрела, попавшая в спину, слегка изогнулась. Её изгиб и ширина полностью соответствуют следам травмы на костях, вторая стрела из-за незначительности повреждения на ребре идентификации не поддаётся.
Погребенный из медного гроба погиб от боевых ран, возможно, вдали от места погребения, и использование металлического гроба могло быть вызвано, в том числе и необходимостью транспортировки его тела в отдалённый от места смерти пункт.

Один из возможных военных конфликтов, в котором он мог получить смертельные раны, – поход хана Джанибека на Азербайджан 1357 года, в ходе которого была завоёвана северная столица Ирана – Тавриз.
Точной информации о месте обнаружения погребения, а также о лицах, произведших раскопки памятника, нет. Однако есть основания полагать, что на происхождение комплекса проливает свет документ из фондов музея-заповедника, относящийся к периоду деятельности музея 1907-1911 годов, в котором содержится упоминание об обнаружении в Закубанье, в кургане у станицы Крымская, гроба, оббитого медными листами, содержавшего кости человека и ножны сабли. В настоящее время специалистами музея, Института востоковедения РАН и Института археологии РАН проводится комплексное исследование материалов данного комплекса.