Найти тему

Почему для эффективной учёбы нужно рисовать

136 прочитали
Объяснить этот феномен проще всего на дудлинге. Дудлинг (doodling) — фактически машинальное рисование, а дудл (doodle) — незамысловатый рисунок, закорючка.

Объяснить этот феномен проще всего на дудлинге. Дудлинг (doodling) — фактически машинальное рисование, а дудл (doodle) — незамысловатый рисунок, закорючка. Представь, что ты слушаешь длинную лекцию и в это время «на автомате» рисуешь те самые сердечки, чёрточки и квадратики, рожицы — это и есть дудлы.

Удивительно,
но дудлы помогают сконцентрироваться и лучше запоминать получаемую информацию. В 2009 году профессор Плимутского университета Джеки Андраде провела эксперимент, чтобы подтвердить эту теорию. Участие в нём приняли 40 человек, все они собирались идти домой после другого эксперимента, поэтому были достаточно уставшими и уже не так хорошо могли воспринимать информацию (1).

Исследовательница попросила их послушать небольшое, но очень монотонное сообщение о подготовке вечеринки и записать имена людей, которые на неё пойдут. При этом часть волонтёров заштриховывали квадраты и круги на листке, который им выдали. После окончания эксперимента исследователь провела минутную беседу с каждым участником, а после попросила вспомнить имена, которые были им записаны. Оказалось, что рисовавшие запомнили на 29% больше, чем те, кто делал обычные заметки.

Спустя почти десять лет учёные из
 Ирана также решили провести эксперимент с дудлами, но уже с подростками — девочками в возрасте 12–13 лет, которые учились в одной из иранских школ (2). В рамках десяти занятий по естественным наукам школьницам предложили рисовать по желанию во время теоретической части. После первого такого урока исследователи выбрали 27 девочек для экспериментальной группы, в которой рисовали на занятиях, и ещё 27 для контрольной группы. Их результаты оценивали с помощью тестов на каждом уроке. В результате выяснилось, что девочки, которые рисовали, запоминали материал лучше тех, кто просто слушал учителя.

Похожее исследование провели и в одной из школ
Техаса (США), но уже на уроках истории (3). Участие в нём приняли 39 старшеклассников в возрасте 16–17 лет. Их разделили на три группы:

Первой на занятии выдавали специальный лист с уже готовыми рисунками (например, звёздами, сердцами, кругами и квадратами). Нужно было их закрашивать, то есть подростки пользовались «структурированным дудлингом».
Вторая группа получила обычные листы А4, на которых могла рисовать что угодно.
Третья, контрольная, группа занималась в привычном режиме, не прибегая к дудлингу.

Все участники слушали обычные лекции по 45–60 минут, а результаты — их способность запоминать услышанное и «не уплывать» во время урока — оценивались с помощью письменного опроса.

«
Результаты показали значительную разницу в оценках между контрольной группой и экспериментальными: те, кто занимался как структурированным, так и неструктурированным дудлингом, продемонстрировали оценки выше, при этом первая группа, использовавшая структурированный дудлинг, получила самые высокие результаты», — говорится в исследовании.

При этом 82% школьников из экспериментальных групп подтвердили, что отвлекались реже, чем на обычных уроках. И 79,5% отметили, что дудлинг помог им лучше запоминать материал.

Исследователи считают, что такой эффект объясняется достаточно просто: механическое рисование помогает избавить человека от скуки и «дневных мечтаний».

Когда нам скучно, реакция „бей или беги“ сделает всё возможное, чтобы мы оставались начеку. Рисование может быть последней попыткой бодрствовать и сконцентрироваться. Рисование не даёт нам заснуть или сидеть с отсутствующим взглядом, когда наш мозг уже отключился. Разрешение на „свободное рисование“ даёт нашему мозгу ещё некоторое время „оставаться на связи“.

Кроме того, благодаря спонтанному рисованию снижается уровень тревоги, а значит, проще сосредоточиться на восприятии и запоминании чего-то нового. Учёные доказали, что даже самые простые рисунки, как и другие виды занятий искусством, помогают снизить уровень кортизола, «гормона стресса» (4).

Как использовать рисование для себя? Вот простейший алгоритм для тех, кто хочет создавать свои визуальные заметки.

1. Выбери подходящие инструменты. Это могут быть карандаш и бумага, ручка и блокнот, планшет или телефон, главное — чтобы работать было комфортно. Поэтому пусть это будет что-то простое и понятное: например, если приложения для скетчей тебе не знакомы, то попытка найти в них нужную функцию приведёт только к раздражению. Но даже со знакомыми инструментами нужно заранее потренироваться.
2. Создай свою библиотеку визуальных элементов. Это могут быть самые простые иконки: домики, человечки, даже обычные лампочки — всё, что упростит как сам процесс записи, так и дальнейшее восприятие материала. Это тоже лучше сделать заранее, чтобы можно было сосредоточиться на происходящем.
3. Практикуйся в том, как отражать основную суть материала. В этом помогут детали. Рисунки в скетчноутинге могут быть самыми простыми — теми же закорючками из дудлинга, но их можно дополнять. Например, если в твоей библиотеке визуальных экспериментов есть человечек, то выражение его лица может быть разным (его, опять же, можно отражать в виде черточки и двух точек).

—————

1. Andrade, J. (2010), What does doodling do?. Applied Cognitive Psychology, 24: 100-106.
2. Tadayon, Mariam & Afhami, Reza. (2016). Doodling Effects on Junior High School Students’ Learning. International Journal of Art & Design Education. 36. 10.1111/jade.12081.
3. Sundararaman, Deekshita. (2020). Doodle Away: Exploring the Effects of Doodling on Recall Ability of High School Students. International Journal of Psychological Studies. 12. 31. 10.5539/ijps.v12n2p31.
4. Girija Kaimal, Kendra Ray & Juan Muniz (2016) Reduction of Cortisol Levels and Participants' Responses Following Art Making, Art Therapy, 33:2, 74-80.