Найти в Дзене
11 ЭКЮ

Жиль де Рэ. Самое начало

И снова мы несказанно рады приветствовать на наших страницах Зои Лионидас, давно полюбившуюся вам рассказами о славных временах Средневековья.

- Какое имя на этот раз будет будоражить наше воображение?

- Жиль де Рэ! Для французского уха это имя говорит не меньше, чем для английского – «Джек Потрошитель» или для русского «Дарья Салтыкова». Легенды об этом изувере, по уверениям судей, погубившем 150 крестьянских детей переживут века, причем в народном памяти вполне реальный средневековый барон постепенно сольется с полумифическим королем Коморром – «убийцей жен», чтобы под пером Шарля Перро окончательно принять облик злодея Синей Бороды.

- Пока только ещё больше запутался. Давайте разбираться, что на самом деле было с этим бароном.

- В ХХ веке впервые начнут раздаваться голоса, что барона попросту оболгали, и говоря современным языком «подставили», чтобы заполучить для себя принадлежавшие ему богатые владения. В настоящее время споры поутихли, однако, непримиримые адепты одной и второй точки зрения, по-прежнему продолжают отстаивать свою единственно верную «истину». Попробуем разобраться и мы, опираясь в первую очередь за сохранившиеся документы того времени и работы серьезных историков, не привычных к погоне за сиюминутными сенсациями.

- Начнем мы, как водится, с самых истоков его жизни...

- Итак, узлы, во в многом определившие судьбу нашего героя, начинают завязываться за много лет до его рождения. Точнее, все начинается с несчастной Жанны де Шабо, приемной «бабушки» Жиля.

Баронство Рэ
Баронство Рэ

Баронство Рэ географически является частью Бретани, располагаясь на крайнем юге этого небольшого полуострова. Сколь о том можно судить по сохранившимся документам, изначально таковое было т.н. «аллодом» - свободной землей, не имевшей над собой прямого феодального владыки. Изначально многочисленные, аллодиальные владения постепенно уменьшались в числе, оставаясь в основном на крайних границах складывающегося французского королевства. С веками их продавали, захватывали, а порой и сами владельцы предпочитали принимать вассальную присягу, отдаваясь под защиту какого-нибудь могущественного герцога или графа – так что можно сказать, что баронство Рэ было одним из немногих осколков раннесредневекового мира.

- Что там было?

- Земля эта уже сама по себе была очень богата, но особенную ценность баронству придавало то, что на его территории велась добыча соли. Сейчас, когда соль продается в любом магазине буквально за копейки, нам уже сложно понять, что она представляла собой в Средние века. Тогда это был один из очень немногих консервантов, способных сохранить на долгий срок рыбу или мясо, без солонины были бы невозможны военные походы и также долгие морские путешествия. Соленая сельдь поддерживала жизнь города и деревни во время многочисленных постов… так что государство, почуяв выгоду, поспешило ввести особый «соляной» налог – т.н. «габель» - повышавший стоимость искомого товара для конечного потребителя порой в несколько раз. Во времена жизни нашего героя, солонки на пирах стояли исключительно перед самыми знатными и богатыми гостями, причем изготовлялись они из золота и драгоценных камней, и также в обязательном порядке плотно закрывались крышечками, чтобы ни одна крупинка дорогого минерала не оказалась на столе. Гостям попроще приходилось довольствоваться тем, что отправил в блюдо повар, а в лучшем случае – караваем с дыркой, в которую аккуратно сыпали крошечную горстку дорогой соли.

Соль
Соль

Любопытства ради отметим, что соляной налог для государства окажется столь прибыльным, что переживет века, его будут отменять и восстанавливать вновь под разными именами, покуда «габель» не исчезнет окончательно… в 1945 году!

Посему, читатель, владение соледобычей в те времена было, можно для современности приравнять к единоличному владению нефтяной скважиной, или даже небольшой алмазной шахтой. Хозяева тех немногих местностей, где могла добываться соль, буквально купались в деньгах – но как известно, при определенной сноровке любой сумме можно «приделать ноги»… что и произошло в конечном итоге. Но не будем забегать вперед.

- Да, давайте по порядку, чтобы не упустить следы нашего героя.

- Итак, в течение многих веков эту земли удерживало за собой семейство Шабо, достаточно могущественное, чтобы противостоять алчности соседей, покуда к середине XIV столетия, когда-то многолюдный род не сократился до юных брата и сестры – Жирара и Жанны. Надо сказать, что когда умер их отец, Жанна была совсем еще крошкой, так что заботу о сестре и также о богатейшем владении, принял на себя старший брат. По каким-то причинам, он останется неженатым и бездетным, и также не будет спешить с замужеством сестры, покуда той не исполнится 26 лет – по тем временам очень и очень немалый срок, и лишь после этого озаботится начать переговоры с римским папой Григорием IX, чтобы отдать сестру за его родного брата.

Впрочем, и в этом случае ситуация не обошлась без сложностей – дело в том, что в это время между английским и французским королями уже полыхала война, в позднейшие века получившая название Столетней, и в одном из сражений потенциальный жени, Роже де Бофор, угодил в плен к англичанам, и отправился на острова. Вопрос, когда он сумеет вернуться, и сумеет ли вернуться вообще, оказался, как вы понимаете, в подвешенном состоянии. Посему, неизвестно, как закончилось бы все дело, но старший брат скоропостижно умирает, оставив Жанну единственной наследницей огромного состояния.

-3

- Какое интересное дело для средневековой девушки.

- Конечно же, столь завидная невеста немедля стала предметом охоты, в которой сошлись между собой столь крупные политические фигуры своего времени как герцог Бретонский Жан IV де Монфор и папа Григорий, каждый из которых непременно желал выдать Жанну Шабо за собственного ставленника. Есть также предположение, что папу закулисно поддерживал король Франции, не желавший усиления бретонского дома. Но, так или иначе, Жанна, как видно, продолжая вести политику, начатую покойным братом, дала согласие выдвиженцу папы Григория.

Дальше история становится несколько непонятной, источники противоречат друг другу: кто-то утверждает, будто Жанна при свидетелях подтвердила свое желание выйти замуж, кто-то говорит, что свадьба все-таки состоялась, но за неимением жениха, продолжавшего оставаться в плену, под венцом рядом с Жанной стоял Оливье де Клиссон, один из богатейших бретонских аристократов, ярый ненавистник герцога Жана. Мы увидим, как это в дальнейшем аукнется для французского королевства, а пока продолжим.

Итак, свадьба вроде бы состоялась, но на деле – Жанна по-прежнему оставалась одна. Более того, в скором времени скончался папа Григорий, и наследница, вполне справедливо опасаясь за судьбу своих владений, пожелала выбрать нового жениха уже самостоятельно. На сей раз ее выбор пал на Жана де л’Аршевека, сеньора де Партенэ, бывшего представителем одной из богатейших семей Пуату… но тут, что называется, не тут-то было. На голову несчастной обрушился гнев сразу обоих соперников, желавших завладеть ее состоянием, новый папа Григорий X «за двоемужество» торжественно отлучил Жанну от церкви, и своей властью расторг ее новый брак, после чего опозоренная наследница скрылась в замке Принсе, где вела тихий и замкнутый образ жизни.

-4

- Что-то подсказывает, что это не могло длиться долго...

- Верно. Здесь ее не пожелал оставить в покое бретонский герцог, без приглашения явившийся в гости с предложением, больше похожим на приказ, в согласии с которым от Жанны требовалось принести ему вассальную присягу, и передать ему же под опеку вожделенное баронство. Жанна Шабо (в дальнейшем прозванная Жанной Мудрой), явив недюжинную твердость характера, отказала наотрез. Герцог попытался еще несколько раз настоять на своем, но, в конце концов, решив, что упрямицу не сломить, решил действовать хитростью. Под предлогом пира, Жанну заманили в Нант – столицу герцогства Бретонского, и попросту заперли в одной из башен герцогского замка Тур-Нев. Однако, и в этом случае, наследницу никоим образом не удалось заставить подписать нужные бумаги (прибегнуть к более «сильным» методам или попросту ее убить герцог, по каким-то причинам, не решался). Посему, прекрасно понимая, что ситуация рано или поздно выльется в откровенный скандал, Жан Бретонский принялся грабить ее земли, для верности, водворив в ключевые крепости собственные гарнизоны.

Жан Бретонский
Жан Бретонский

- И вот так, безнаказанно можно было?

- Надо сказать, что бретонцу в какой-то мере везло, т.к. за год до похищения Жанны Шабо скончался деятельный и умный французский король Карл V, а на трон сел его 12-летний сын, который, как несложно понять, еще не в состоянии был твердой рукой навести порядок. Конечно же, у трона юного величества стояли регенты, но с ними ушлому бретонцу удалось полюбовно договориться, и ситуация продолжала оставаться в искомом состоянии в течение следующих 15 лет. Но, как известно, сколько веревочке не виться – результат бывает один. Молодой король возмужал, взял бразды правления в свои руки, и к бретонцу полетел категорический приказ немедленно выпустить свою пленницу, вернуть ей отнятые земли, да еще выплатить немалую сумму золотом за все годы, проведенные в заточении. Хочешь-не хочешь, герцогу пришлось повиноваться, Жанна Шабо получила свободу, однако же, бретонец, уже пообвыкнув к так сказать «дополнительным» доходам, вовсе не собирался от них отказываться, и посему отправился в Париж, чтобы попытаться как-то повлиять на молодого короля. Впрочем, это путешествие стало для Жана де Монфора, герцога Бретонского, роковым. Он скоропостижно скончался, как часто полагают – от яда, оставив после себя малолетних сыновей. Остановившись пока на этом, продолжим рассказ о родне нашего героя.

Продолжение:

А ещё можете прочесть:

Ставьте лайк, подписывайтесь на "11 ЭКЮ", делитесь с друзьями в соцсетях. Ждем Вас и в нашем теплом уютном Телеграм-канале.