Найти тему
Гипермышление

Не метайте бисер перед свиньями, ибо они оборотяться и пожрут вас

Оглавление

Вопрос конечно интересный, попробуем в нем разобраться.

Сразу хочу отметить, что мы вступаем на тропу спора, где внезапно у вас может родиться истина (в виде догадки, идеи или прозрения), поэтому не пугайтесь если это произойдет. С другой стороны сразу огорчу, что есть категория людей, которым спор прямо противопоказан (по медицинским или гуманистическим причинам). В связи с этим фактом пришлось даже составить соответствующую матрицу:

-2

В одном из прошлых выпусков я пробовал пролить свет на первых пяти архетипах, именно так следует рассматривать "верующих" или "продажников", "инфоцыган", "политиков" или "обывателей".

Ибо как говориться, не метайте бисер перед свиньями, ибо они оборотятся и пожрут вас.
(с) И. Христос, "Нагорная проповедь"

Так вот, пройдемся по оставшимся архетипам:
6. Военный - это человек, который не должен думать, у него только одна задача выполнять приказ любой ценой (даже собственной жизни). Приказы не обсуждаются - это и есть проявление военной смекалки.

7. Консультант - это человек, который задает вопросы и ни на один из них не отвечает. У него нет логики (на первый взгляд), так как его задача сломать вашу логику, которая завела вас и ваш бизнес в тупик.

Просьба не путать архетип "консультанта" с "инфоцыганом", второй тип как раз наоборот все знает и не задает вопросы. В случае с инфобизнесом - то когда вы видите деньги, то теряете логику и вам кажется, что деньги - это лучшее доказательство.

8. Антрополог - это человек, который как бы идет по тропе мифов и рассказов (точнее "нарративов" - так будет более модно). Логика мифов не работает, а вот эволюция и отбор очень даже. Это та самая ситуация, когда миф (или верование) позволил выжить определенному сообществу вопреки доказательствам.

9. Игрок - это человек, который играет по правилам, устанавливает, нарушает, меняет правила создавая тем самым свою игру вопреки ожиданиям окружающих, основанных на логике. Он живет в своем мире по своим правилам, которые постоянно меняет, в придуманном мире может быть совершенно другая логика, где главным может быть обладание артефактом "истина".

А теперь несколько слов про бисер...

Хочу предложить свою концепцию аргументов в виде пирамиды. Чем ближе к ее основанию, тем более фундаментальным становится аргумент. Чем выше - тем более далеко мы можем заглядывать, чтобы после выстраивать свои доказательства. По сути - это как строительство моста, где-то достаточно поваленного дерева, а где-то трудно, но все таки можно разглядеть противоположный берег (куда мы должны попасть).

Вот пять уровней построения своих аргументов. Как мы видим самое высокое, а значит сложное и заоблачное - это оценочные суждения, или попросту "Оценка" которую мы даем. Часто с этого начинается не только спор, но и мордобой. "Ты не так посмотрел на меня" ))

-3

Ниже находится уровень "Гипотезы", догадки, предположения, которые могут быть приняты на веру до проведения экспериментальной части. Одной из характеристик этого аргумента является то, что этого еще никто не делал.

Результат в споре как правило считается самым весомым аргументом, но будьте осторожны, так как результат - это всего лишь ширма, за которой может быть шкаф с несколькими скелетами тех, кто просто "не выжил" на этом пути.

Далее ближе к основанию мы опираемся на логику и суждения, которые опираются на факты, улики, наблюдения. Так факты могут быть фрагментарны или выборочны, а также просто подогнаны под результат.

Как же это все применить?

Представьте, что вы хотите что-либо доказать?
а) что вы открыли новое явление;
б) что мистер Пикотилло убийца;
в) что рынок примет новый продукт;
г) что ваше решение верное?

Начинайте с фактов или улик (достоверность и фрагментарность фактов);
делайте логические выводы (логические ошибки);
далее мы делаем и получаем результат (в определенных условиях);
и вот сейчас мы готовы к прыжкам, к догадкам (готовы проверить);
и наконец, выходим на уровень оценочных суждений - это некая экспертная позиция, когда мы делаем умственный эксперимент и готовы поделиться его результатом, преобразуя свой опыт в оценку.

Выводы:

В идеале процесс убеждения будет выглядеть так:
УРОВНИ: [1, 2, 3, 4, 5, 1, 2 , 3, 4, 1, 2, 3, 1, 2, 1]
т.е. убеждение начинается с фактов и завершается тем, что вы ставите человека перед фактом.

___
ИП/22/05/03

p.s.
Если и метать бисер. то исключительно в виде фактов!