Приостановка поставок дронов двойного назначения — последняя попытка Пекина сбалансировать стратегический союз России и соблюдение западных санкций. В качестве последнего шага в деликатном балансировании Китая в связи с вводом войск России на Украину китайский производитель беспилотников DJI приостановил свою деятельность в обеих воюющих странах. Компания из Шэньчжэня является крупнейшим в мире производителем дронов. Этот шаг делает DJI первой крупной китайской компанией, которая прекратила бизнес в обеих странах на фоне конфликта, который Запад осудил и санкционировал, но Китай до сих пор оставался в стороне, несмотря на свой союз с Москвой.
В заявлении от 26 апреля DJI объявила, что приостановит всю свою деятельность в России и на Украине до проведения внутренней оценки соответствия требованиям в различных регионах. В другом заявлении DJI заявила, что не продает продукты клиентам, которые явно планируют использовать их в военных целях или помогают модифицировать их для использования в военных целях. Более того, в отдельном заявлении представитель DJI Europe Барбара Стелзнер заявила, что позиция компании заключается в том, чтобы «не делать заявление о какой-либо стране, а делать заявление о наших принципах. Такое использование противоречит нашим принципам и может иметь последствия для соблюдения законодательства. Наша проверка соответствия охватывает большое количество аспектов. Один из них касается применимых законов об экспортном контроле в различных юрисдикциях».
Основная продукция DJI - это небольшие дроны, которые обычно используются для аэрофотосъемки и фотосъемки. Тем не менее, беспилотники компании активно используются как Россией, так и Украиной для разведки, артиллерийской корректировки, снайперской стрельбы и засад. В прошлом месяце вице-премьер-министр Украины Михаил Федоров опубликовал фотографии дронов DJI Mavic 3 в кузове фургона. Он также сообщил, что Украина закупила 2372 квадрокоптера и 11 военных беспилотных летательных аппаратов на сумму 6,8 млн. долларов. Сообщается, что организация гражданского общества «Аэророзвидка», поддерживающая украинских военных, использовала потребительские квадрокоптеры для выслеживания российских войск в ночное время, а затем бомбила их противотанковыми гранатами из октокоптеров R18 местного производства или вызывала артиллерийский огонь с помощью спутниковой связи Starlink.
Точно так же российские силы используют беспилотники для обнаружения и уничтожения украинской артиллерии и систем ПВО. Детальное изучение захваченных российских беспилотников «Орлан-10» выявило американскую связь и навигационную электронику наряду с другими деталями китайского производства. Кроме того, Украина обвинила DJI во взломе своей системы обнаружения дронов AeroScope, которая предоставляет авторизованным пользователям информацию о местоположении, скорости, высоте и направлении каждого дрона DJI в пределах радиодиапазона (48 километров), что позволяет российским беспилотникам уклоняться от украинского обнаружения.
Дроны являются ярким примером технологии двойного назначения, предназначенной для гражданских целей, но потенциально используемой для ведения боевых действий. Неопределенность, обеспечиваемая такой технологией, полезна для Китая, чтобы сбалансировать свои интересы по отношению к России, Европе и США в контексте продолжающегося конфликта на Украине. Угроза санкций США и Запада против DJI могла быть фактором, повлиявшим на решение компании приостановить свою деятельность в России и Украине. Такие санкции могут привести к потере более прибыльных рынков США и Европы для китайских беспилотников.
Однако Китай неохотно критиковал Россию, и многие китайские компании в России переключились на сдержанную деятельность или свели к минимуму масштабы своего бизнеса, а не полностью приостановили свою деятельность. Россия остается главным стратегическим партнером Китая в целях балансирования против США. Россия, ослабленная военными неудачами на Украине, изолированная международной экономикой и переживающая экономический спад, менее полезна для Китая в качестве отвлечения внимания США в Европе от Тихого океана. Но неясно, в какой степени Китай будет помогать России в сложной военной ситуации.
Помощь России посредством открытых поставок военной техники, скорее всего, повлечет за собой санкции и огромные репутационные издержки для Китая. Однако неоднозначный характер оборудования двойного назначения, такого как дроны, полупроводники и средства связи, до сих пор позволял Китаю помогать России, не подвергаясь санкциям США и Запада. Санкции и международная изоляция могут также подтолкнуть Россию к усилению зависимости от Китая, вызывая опасения, что она станет младшим партнером в их стратегических отношениях. Такая ситуация может вынудить Россию ускорить свои внутренние проекты по критически важным технологиям, но, учитывая ее экономическую ситуацию, она может быть не в состоянии преследовать свои цели и дать Китаю новые рычаги воздействия на Россию, особенно с точки зрения огромных природных ресурсов и военной промышленности последней.
В конечном итоге Китай видит себя самостоятельным игроком в отношении войны на Украине. Будь то поддержание противовеса США в Европе, сохранение доступа к прибыльным западным рынкам или укрепление своего все более высокого положения в своем стратегическом партнерстве с Россией, можно ожидать, что Китай будет сохранять неустойчивый и избирательный нейтралитет, руководствуясь своими собственными интересами. Решение DJI прекратить продажу дронов обоим воюющим сторонам подчеркивает эту очевидную точку зрения.
ГАБРИЭЛЬ ОНРАДА