11 августа 1973 года на по Первой программе ЦТ показали первую серию ставшего неимоверно популярным как в СССР, так и в современной России фильма #семнадцать мгновений весны . Мини сериал снятый Татьяной Лиозновой по сценарию Юлиана Семенова рассказывал о работе разведчика внедренного в высшие эшелоны власти нацисткой Германии. Съемочная группа имевшая огромный бюджет могла позволить себе съемки в Москве, Берлине, Риге, Майсене, и даже Тбилиси (там снималась часть 12-й, последней серии).
В картине использовалось огромное количество кадров кинохроники, поэтому и военной техники там предостаточно. Причем встречаются киножурналы как советского, так и германского производства. За реалистичность персонажей отвечало масса консультантов, но все равно было допущено куча ошибок. Первая и самая главная - это униформа. Говорят, что на Лиозновой потом подшучивали коллеги говоря о том, что высшее руководство Третьего рейха ходило не на работу, а на банкеты. Поскольку черную форму почти не носили в повседневной жизни еще с 1939 года, а к 1944 году черные мундиры были вообще отменены. Действие же картины, как мы помним, разворачивается 12 февраля по 24 марта 1945 года. Так, что черной формы быть не могло вовсе. Впрочем, берусь предположить, что мундиры черного цвета должны были, по задумке режиссера, показать зрителю темную стороны нацистских преступников. Фильм то снимался на черно-белую пленку. Хотя Штирлиц(он же полковник Исаев) идя на прием к Гиммлеру надевает правильный, серый мундир. Именно в таких и должны были ходить все участники событий.
Второе, это конечно же автомобили. По книге Макс Отто фон Штирлиц ездит на безумно дорогом Horch . Но в действительности этого быть не могло. В нацисткой Германии была очень жесткая партийная дисциплина. Даже Mercedes 770 K на которых ездил Адольф Гитлер были приписаны в гаражу Рейхсканцелярии, и принадлежали соотвественно государству. А значит и полковник Исаев просто не мог бы его купить. Может быть поэтому в фильме Штирлица посадили за руль довольно простецкого Mercedes W143. Хотя по статусу, учитывая довольно высокий пост, нашему разведчику больше подходил бы Opel Kapitan. И еще один момент к марту 1945 года все частные автомобили в Германии были реквизированы в пользу армии. А значит и штандартенфюрер СС(звание соответствовало полковнику) Штирлиц просто не мог ездить на личном автомобиле. Ведь даже бензин взять было практически негде.
Кстати ф картине "Семнадцать мгновений весны" "снималось" аж четыре разных автомобиля Mercedes W143.
Но это не единственный автомобиль за рулем которого пришлось побывать главному герою. Так во второй серии он едет на встречу с провокатором Клаусом на кабриолете Wanderer W24 машина довольно редкая, особенно сейчас. Дело все в том, что в 1937 году компания Auto Union представила седан с именем Wanderer W24 и до 1940 года было выпущено 23 тысячи экземпляров модели из которых лишь 300 имели открытый кузов. Интересно, что напряжение в автомобиле было не 12 Вольт, а 6.
Еще один, более древний Wanderer с индексом W15 мы увидим уже восьмой серии. Когда Штирлиц заметая следы сядет в стоящую у тротуара машину и уедет с пастором Шлагом.
А вот когда они приедут в горы и #Исаев-Штирлиц выдаст пастору лыжи, то их средством передвижения будет уже BMW 326.
Кстати на #Opel Kapitan в фильме все же появится. На нем главного героя будут преследовать гестаповцы.Интересно, но судя по всему мы видим в кадре послевоенную модель. Производство были возобновлено с 1948 года.
Почему именно я взялся говорить о том, что машина образца 1948 года. Смотрите, вот виден багажник седана. И на нем красуется молния, а до этого ее не было.
Что касается автомобилей Horch, то их в фильме аж четыре. Есть великолепный образец кабриолета 653 Sport Cabriolet.
Есть седан 850 Pullman Limusine . Машина конечно "заколхожена" но все равно интересная.
Когда Штирлиц приходит на встречу с Борманом, то тот сидит в автомобиле этой же марки. Это можно заключить по характерной радиаторов решетке. Но модель я определить не могу.
Встретится нам и еще один лимузин марки Horch. Но и тут утверждать что-то конкретное я не берусь.
Но вот за лимузином едет двухэтажный #автобус которого попросту не могло быть в Берлине в 1945. Дело в том, что мы видим машину появившуюся только в 1957 году. Это двухэтажный автобус эксплуатировавшийся в Восточном Берлине и Waggonbau Bautzen Do56. Он базировался на шасси грузовика IFA H6. Одна такая модель даже была подарена #СССР и работала в Москве. Кстати их выпустили тиражом всего 105 штук.
Есть в фильме и машины "играющие" роль такси. Первый это старенький Opel 1,2 Liter.
И BMW 321. Причем этот "баварец" вполне мог появится уже после войны. Дело в том, что в 1945 году в Эйзенахе попавшему в зону советской оккупации было возобновлено производство этой модели. Которая хоть и была построена на базе 326 модели, но имела более короткий кузов и оснащалась только двумя дверями.
Когда Штирлиц едет по улицам Берлина то он видит через окно своего Мерседеса несколько грузовиков. Но если, к примеру, капотный трехтонный грузовик Tatra 27 вполне мог встретится ему на улице.
То выпоняющая роль пожарного автомобиля, видно как пожарные разматывают рукав, IFA S-4000 там оказаться вовсе не могла. Его стали выпускать лишь в 1958 году, и конечно же в ГДР.
Впрочем как не мог оказать в годы войны и #УАЗ-452. Уж боковую облицовку "буханки" спутать наверное ни с какой другой машиной невозможно.
Ну а мотоцикл на котором едет патрульный тоже из советского времени, это либо Урал М-72 или его киевский собрат КМЗ-750. Точнее определить не берусь.
Кстати седанов #Mercedes в картине предостаточно. Это и 290, причем с удлиненной базой, седан в кузове W18.
И Mercedes V170(W136) он кстати проезжает мимо реально существовавшего в ГДР бара.
Еще один 170 встретится нам в восьмой серии. Правда машина сильно пострадала от рук "умельцев".
Про архивные кадры я сегодня говорить не буду там полно интересных машин. И я думаю посвятить им отдельную статью. Да, и еще, многие сейчас вспомнят про ЗИЛ-130 который промелькнет в кадре в последней серии фильма. Ну так вот, я говорить про это тоже не буду. Как и советовать смотреть "обновленный" окрашены фильм то же. Мало того, что серии были сокращены на 25 процентов, так еще и "мастера" решили порезать диалоги. Зачем это было нужно? У меня ответа на этот вопрос нет.