«Аполлон-13» — пилотируемый космический корабль из серии. Единственный из летавших к Луне пилотируемых кораблей, на котором в полёте произошла серьёзная авария.
Услышав голос Джима Ловелла, все члены миссии поняли, что происходит что-то плохое.
«Мне кажется, что мы что-то выпускаем, мы что-то выпускаем в космос. Это какой-то газ».
— пришел отчет Ловелла с «Аполлона-13».
Когда бак, наполненный жидким кислородом, внутри служебного модуля Аполлона-13 разорвался с приглушенным хлопком, инженеры и техники Космического центра Кеннеди (KSC) услышали тон в отчете Ловелла о проблеме и, не теряя времени, начали действовать.
«Все произошло быстро! Все начали смотреть на данные и спрашивать, где это может быть? как это может быть? и что мы можем сделать?»
— вспоминает Гюнтер Вендт, который был руководителем групп стартовой площадки в Космическом центре Кеннеди во Флориде.
Во время Аполлона-13 Вендт работал в компании North American Rockwell, генеральном подрядчике командных и служебных модулей Аполлона, которые были повреждены взрывом.
Была вероятность, что что-то было сделано неправильно в KSC при подготовке Аполлона-13 к его миссии. Однако ни Вендт, ни его коллеги не хотели верить в свою вину, и никто не терял времени зря.
В одном из интервью Вендт сказал, что когда началась чрезвычайная ситуация, у него не было времени зацикливаться на эмоциях.
«Я думал - черт возьми, что мы можем сделать, чтобы решить проблему?»
— Джордж Инглиш, бывший старший менеджер НАСА в KSC.
Для Вендта, Инглиша и всех остальных, кто работал над программой «Аполлон», следующие несколько дней были наполнены напряженными усилиями по предотвращению трагедии и спасению жизни Джима Ловелла и его команды.
Как только астронавты благополучно вернулись на Землю, инженеры начали работать над выяснением причин аварии, чтобы предотвратить ее повторение. В течение нескольких недель группы по анализу создали четкую картину событий, приведших к катастрофе.
Серия событий, которые привели к драме жизни и смерти Аполлона-13, началась пятью годами ранее с простого изменения конструкции космического корабля Аполлон.
Во время полета бортовые системы командного и служебного модулей были рассчитаны на работу при напряжении 28 вольт. Однако в 1965 году стало ясно, что во время предполетных испытаний в Космическом центре Кеннеди будет использоваться напряжение 65 вольт. В том же году инженеры North American распорядились перепроектировать электрические компоненты корабля, чтобы они могли работать с обоими уровнями напряжения.
Но один ключевой участник так и не узнал об изменении.
Внутри служебного модуля находились два бака с жидким кислородом. Кислород из этих баков использовался не только для дыхания астронавтов, но и для работы трех топливных элементов, которые обеспечивали электроэнергией работу многих систем командного корабля.
Внутри каждого кислородного баллона находился термостат, который вместе с нагревателем использовался для регулирования температуры внутри баллона. Именно производитель этого термостата так и не узнал о необходимости принимать 65 вольт электричества.
При прочих равных это могло бы и не быть проблемой. На самом деле кислородные баллоны, использовавшиеся во всех предыдущих миссиях «Аполлон», летали без проблем. Но у кислородного баллона номер 2 на борту «Аполлона-13» действительно была немного запятнанная история.
В октябре 1968 года баллон номер 2, который в конечном итоге использовался на Аполлоне-13, находился на заводе North American Aviation в Дауни, Калифорния. Там техники, работавшие с балонном, случайно уронили его примерно на два дюйма (~ 5 см). После испытаний танка они пришли к выводу, что инцидент не причинил заметного ущерба.
В конечном итоге сброшенный бак был допущен к полету и установлен на Аполлон-13. Танк прошел все плановые предстартовые испытания. Но в конце марта 1970 года, после тренировки под названием «Демонстрационный тест обратного отсчета», наземные бригады попытались опорожнить бак — и не смогли.
Небольшая трубка, используемая для наполнения и опорожнения бака сверххолодным содержимым, была повреждена из-за неправильного обращения почти два года назад.
Чтобы решить эту проблему, рабочие включили обогреватели внутри резервуара, чтобы нагреть оставшийся жидкий кислород, превратив его в газ, который затем можно было выпустить наружу. Термостат внутри резервуара должен был предотвращать превышение температуры 80 градусов по Фаренгейту (25 градусов по Цельсию).
Но по мере того, как температура внутри бака поднималась, срабатывал термостат, и в дело вступала оплошность 1965 года. Возникший в результате всплеск электричества на 65 вольт заставил 28-вольтовый термостат завариться. Техники не заметили ситуацию, и во время процедуры опорожнения бака температура внутри поднялась до 1000 градусов по Фаренгейту (500 градусов по Цельсию). Сильный жар повредил часть изоляции проводки внутри бака.
Никто этого не знал, но когда «Аполлон-13» стартовал, внутри его служебного модуля находились неисправные детали, которые могли взорваться.
Взрыв произошел вечером 13 апреля, когда наземные диспетчеры попросили Джека Свигерта включить вентиляторы внутри двух резервуаров с жидким кислородом служебного модуля, чтобы перемешать содержимое.
Когда вентилятор внутри бака № 2 был включен, поврежденная проводка вызвала искру, вызвавшую пожар внутри кислородного бака.
Благодаря чистому кислороду, питающему огонь, давление внутри быстро выросло до такой степени, что бак лопнул, в то же время повредив большую часть другой техники внутри плотно упакованного служебного модуля и выведя из строя космический корабль.
Гюнтер Вендт объясняет:
«Эта штука просто сварилась и сгорела. Именно поэтому она и взорвалась»
После «Аполлона-13» инженеры изменили конструкцию кислородных баллонов, чтобы предотвратить подобные аварии. Также к служебному модулю был добавлен третий кислородный баллон, как дополнительный резервный. Летали еще восемь космических кораблей «Аполлон», и ни один из них больше не испытал такой же беды.
А Вы верите что США были на Луне?
Поделитесь своим мнением в комментариях.
Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить интересные статьи. Ставьте лайк, нам будет приятно!
#космос #космическая программа #nasa #космический корабль #аполлон-13 #программа аполлон #история #расследования #взрыв #взрыв газа