Каждый их выход к публике – незабываемое, завораживающее зрелище, во время которого они ловко рисуют в воздухе светящиеся фигуры, жонглируют горящими предметами и дышат огнем. Кому-то эти отважные ребята и девушки, приручившие огонь, кажутся настоящими героями, а кто-то недоумевает, что же их сподвигло заняться столь рискованным делом. О том, каково же на самом деле быть «дрессировщиками» огня, мы поговорили с участниками известного в Барановичах коллектива – фаер-шоу «ExIgnis»
«Рожденные огнем»
Название «ExIgnis» с латинского можно перевести как «рожденные огнем». Именно такое впечатление чаще всего и производят ребята на публику, которая следит за их опасными трюками с замиранием сердца.
Проекту около пяти лет, и среди других барановичских фаерщиков он выделяется в первую очередь большим составом. На сегодня «ExIgnis» – это Дмитрий и Екатерина Литвинчик, Евгений Завадский, Валерия Герталь и Дарья Немарская. Рассказать об особенностях профессии «Нашему краю» вызвалась мужская часть коллектива, тем более что именно Дмитрий и Евгений стояли у его истоков.
– Конечно, для всех нас фаер-шоу – это не основная профессия, а хобби, которое по счастливому стечению обстоятельств приносит еще и дополнительный заработок, – поясняет Дмитрий. – Я, к примеру, работаю хореографом по акробатике в СДЮШОР № 3, а Женя – инженером-программистом в компьютерном сервисе.
Девочки тоже по-разному: кто продавцом, кто тренером. Репетируем по вечерам после работы: обычно дважды в неделю по полтора-два часа. Ну а выступаем чаще по выходным: это и городские мероприятия, и частные заказы: не только в Барановичах, но и во многих других городах.
Вообще «ExIgnis» начинался совсем с других людей, – продолжает рассказ Евгений. – Диме же просто для развлечения предложили попробовать управиться с драгон-стаффом (на фото), а ему вдруг это так пришлось по душе, что он решил присоединиться к команде. Ну, а я первое время просто помогал с реквизитом: подкидывал идеи, разбирался с пиротехникой. А три года назад и сам стал выступать – благо, у меня за плечами богатый опыт участия в КВН (сборная СШ № 14, потом – нашего колледжа легкой промышленности), так что работой перед публикой меня не испугать.
К тому времени так сложились жизненные обстоятельства, что ребята, основавшие коллектив, его покинули, а Евгений и Дмитрий остались и решили: шоу очень выиграет, если пригласить туда девушек. Так в «ExIgnis» появились Лера, Катя и Даша.
Огнемёт и… носочки с песочком
– Весь реквизит, с которым мы выступаем, сделан своими руками из всего, что гнется, сваривается, отстукивается и накручивается, – приоткрывает завесу тайны Евгений. – На вооружении у нас уже около полутора десятков различных приспособлений: пои, огненная скакалка, обручи, снейки, зонты, вееры, чейн-стафф, стафф-драгон и так далее. Огнемёт, который мы сконструировали сами и проверили на безопасность в МЧС, долго был только у нас одних во всей области. Мы постоянно стараемся привносить в свои шоу что-то новенькое: в этом сезоне, к примеру, впервые покажем огненную пушку – такой тоже ни у кого нет.
Одни только названия реквизита фаер-шоу уже вызывают трепет, а когда видишь эти предметы объятыми пламенем, да еще и «порхающими» с большой скоростью в руках артистов – просто дух захватывает!
– Неужели не страшно обжечься? – спрашиваю у ребят.
– Для того чтобы этого не случалось, мы много тренируемся, – отвечает Дмитрий. – На репетициях огонь используем далеко не сразу. Ведь сначала нужно досконально отработать все элементы выступления, выучить очередность, потрудиться над синхронностью. Тут на помощь нам приходят… теннисные мячики или носочки с песочком, привязанные к реквизиту для утяжеления. И только когда всё выверено от и до, в дело вступают уже боевые пои, стаффы и так далее.
На всех выступлениях фаер-шоу обязательно имеется огнетушитель, вода, ткань, которую можно накинуть на пламя, спреи от ожогов. Для безопасности зрителей место действа обозначается чашами с огнем, за которые просят не заходить. А угольным реквизитом (спаркл-стаффом, спаркл-поями) ребята принципиально не пользуются, потому что, несмотря на свою зрелищность, ведёт он себя очень непредсказуемо.
Нюансы работы «с огоньком»
– Конечно, нештатные ситуации бывают у всех. Случалось и у нас такое, что падал или ломался реквизит во время выступлений, загоралось то, что не надо, – делится воспоминаниями Евгений. – К примеру, иногда фотографы вспышкой могут ослепить, и ты уже не можешь поймать то, что подбросил в воздух. Или у меня был случай, когда на втором в своей жизни выступлении я плохо стряхнул «комету», и когда она закрутилась вокруг меня, как и было задумано, на мне вдруг вспыхнули брюки. Опасность еще в том, что сам «фаерщик» не сразу замечает такое, потому что он весь в адреналине, он выступает! В общем, увидел, что все на меня показывают и что-то кричат, сбил пламя и продолжил работать. А в этих брюках потом еще до конца сезона работал – ничего им не сделалось.
– У девчонок часто волосы подгорают, поэтому они всегда стараются их собрать в прическу и ни в коем случае не пользуются лаком, – добавляет Дмитрий. – А мы с Женей «бризим» – выдуваем огонь, набрав в рот горючего. Поэтому знаем не понаслышке, что такое после не вовремя подувшего ветерка походить с опаленными бровями, ресницами, бородой… Ну и мелкие ожоги, конечно, случаются, особенно на руках. Но с опытом их все меньше: просто надо усвоить, что «кусаются» только языки пламени, а не сам очаг, и быть с ними аккуратнее.
По словам участников фаер-шоу, немало проблем доставляют им и перебравшие спиртного зрители, которые иногда пытаются подойти ближе, чем следует, и мешают выступлению. Также всегда сложно выступать под дождем или на брусчатке (именно там в Барановичах весной проходит «Ночь музеев», где ребята не раз были почетными гостями) – просто потому, что может быть скользко из-за капающего розжига.
Горящие сердца
– Нас часто спрашивают, зачем нам всё это нужно, ради чего мы ввязались в это опасное по своей сути искусство, – улыбается Евгений. – А я отвечаю: наша программа длится обычно 12–15 минут, но это столько драйва, такая энергетика, такой заряд эмоций как у зрителей, так и у нас самих, что ими можно подпитываться еще неделю! Работа с огнем как ничто иное заставляет чувствовать себя живым, а пламя влюбляет в себя раз и навсегда.
К слову, бывали в практике ребят случаи, когда огненное шоу влюбленные парни заказывали всего для одного-единственного зрителя – своей девушки. А однажды с помощью такого красивого жеста даже было сделано предложение руки и сердца.
– Невеста хоть согласилась? – волнуюсь я.
– Беспроигрышный вариант! Куда ей деваться? Мы же с огнеметом!.. – смеются собеседники.
К слову, именно огонь соединил и сердца двух участников «ExIgnis» – Дмитрия и Екатерины Литвинчик, которые вот уже два года выступают в фаер-шоу в качестве семейного подряда. А буквально неделю назад пламя их любви зажгло огонек новой жизни: в семье родился сынок Сергей. Так что есть все шансы, что семейное увлечение вполне может когда-нибудь перерасти в настоящую династию!..
Елена РАКУТЬ
Фото из архива коллектива