Найти в Дзене
MILITAN

Боевой путь первого эскортного авианосца, история USS "Long Island" (CVE-1)

Оглавление

Знаете ли вы, что за годы Второй мировой войны Соединенные Штаты произвели 122 эскортных авианосца. Но самым выдающимся из них является USS "Long Island" (CVE-1), поскольку они был первым в своём классе.

Эскортные авианосцы были известны и под другими названиями, такими как "jeep carriers" и "baby flattops".

Этот новый тип кораблей стал результатом экспериментов по переделке коммерческих судов в боевые, путем их легкого бронирования, установке артиллерии, систем ПВО и как вариант взлетных палуб. Нельзя не отметить, что это оказалось достаточно эффективным и недорогим для ВМС США мероприятием.

USS "Long Island" (CVE-1)
USS "Long Island" (CVE-1)

USS "Long Island" (CVE-1) был заложен 7 июля 1939 года как грузовое судно класса C-3 под названием "Mormacmail". В марте 1941 года его приобретает военно-морской флот и за несколько месяцев до вступления США в войну, вводит его в эксплуатацию, как USS Long Island (AVG-1). Первым капитаном назначен командор Дональд Б. Дункан.

До нападения японцев на Перл-Харбор, авианосец находился в Вирджинии, где его досконально тестировали, чтобы понять, насколько эффективным и полезным для ВМС могут оказаться переоборудованные коммерческие суда. "Long Island" с честью выдержал все испытания и положил начало новому классу военных кораблей - эскортный авианосец.

После событий в гавани Перл-Харбор, USS "Long Island" отправился в Сан-Франциско. Там он присоединился к первой оперативной группе (Task Forces 1) вице-адмирала Уильяма Саттерли Пая и обеспечивал воздушное прикрытие семи линкоров состоящих в нём.

Боевым крещением "Long Island" стала битва за Мидуэй, в которой авиакрыло обеспечивало прикрытие флагманского авианосца 16-го оперативного соединения USS "Enterprise" (CV-6) вице-адмирала Рэймонда А. Спрюэнса. Авиакрыло "Long Island" состояло из 19-ти пикирующих бомбардировщиков Grumman F4F Wildcats и 12-ти Douglas SBD Dauntless.

В августе 1942 года USS "Long Island", переклассифицированный в ACV-1, покинул соединение TF-1 и отправился в свой первый самостоятельный поход. Прибыв на Соломоновы острова, он принял участие в операции "Сторожевая башня", битва за Гуадалканал.

Цель операции "Сторожевая башня" состояла в том, чтобы сначала захватить, а затем использовать острова Гуадалканал и Тулаги в качестве баз для поддержки атаки на японские военные базы в Новой Британии в Папуа-Новой Гвинее. Это было первое крупное сухопутное наступление союзных войск против Японии и палубная авиация сыграла в этом важную роль.

Достаточно быстро американские войска захватили Гуадалканал, однако японцы несколько раз пытались вернуть Гуадалканал под свой контроль. После трех сухопутных и семи морских сражений, японцы потерпели поражение, что позволило американцам овладеть основными стратегическими позициями на Тихоокеанском театре военных действий.

За участие в операции, USS "Long Island" был награжден "Боевой звездой", а роль авианосца в кампании на Гуадалканале, была отмечена в фильме 1951 года "Горящий полет" ("Flying Leathernecks") с Джоном Уэйном и Робертом Райаном в главных ролях.

Афиша фильма Роберта Хьюза 1951 года "Flying Leathernecks". (Фото: RKO Radio Pictures / MOVIESTILLSDB)
Афиша фильма Роберта Хьюза 1951 года "Flying Leathernecks". (Фото: RKO Radio Pictures / MOVIESTILLSDB)

После службы на Тихом океане, в 194USS "Long Island" вернулся в родной порт в Сан-Диего. До середины 1945 года его использовали для обучения летчиков палубной. Ближе к концу Второй мировой войны и под новой классификацией CVE-1, он использовался для доставки самолетов и их экипажей с баз на Тихом океане в США.

26 марта 1946 года USS "Long Island" (CVE-1) прибыл на военно-морскую верфь в Пьюджет-Саунд, где после полного разоружения был выведен из состава ВМС. Несмотря на то, что в 1947 году он был продан на металлолом, его приобрела канадская коммерческая компания и переделала его в судно для перевозки пассажиров.

Под новым именем "Нелли", начиная с 1949 года его использовали для перевозки иммигрантов между Европой, Канадой и Австралией. В 1953 году его переименовали в "Семь морей".

"Семь морей" пришвартованы в Ондалснесе , Норвегия , ок. 1960 г.
"Семь морей" пришвартованы в Ондалснесе , Норвегия , ок. 1960 г.

В 1965 году на борту "Семь морей" произошел серьезный пожар и судно отправилось в сухой док. Ремонт продолжался год и в 1966 году состоялся его последний рейс. Роттердамский университет купил "Семь морей" и сделал из него общежитие для студентов и путешественников. В 1977 году в Бельгии он был окончательно списан сдан в лом.

Вся информация на канале, статьи и фотографии не несут пропагандисткой направленности. Все сделано исключительно в рамках ознакомления с историей и вооружением!

Если Вам понравилась статья, делитесь, комментируйте и ставьте лайк, это помогает каналу.

Спасибо за внимание и до новых встреч!