Найти тему

Когда следует закончить изучение языка

Есть ли у изучения иностранного языка конец или его надо изучать до бесконечности? Как понять, что изучать в языке и как разработать собственную систему? Эти вопросы волнуют практически каждого, кто приступает к изучению языка.

Я очень уважаю людей, которые занимаются улучшением себя разными способами. Это и спорт, и здоровье, и освоение новых навыков, и психологическое развитие. Но особое место в саморазвитии занимает изучение языков. И если человек в результате собственных усилий достигает заветной цели – это вызывает еще большее уважение. Поэтому, тем, кто преодолевает себя, посвящается эта статья.

Докуда еще копать?
Докуда еще копать?

Когда взрослые начинают изучать английский, они хотят выучить его, как можно быстрей и без особых усилий. Спрос рождает предложение. Поэтому в интернете появляется огромное множество школ и курсов, где гарантируют легкое и быстрое изучение. Когда же начинается учеба, становится понятно, что так легко и быстро не будет. И таким людям приходится либо собирать свою волю в кулак, либо бросать это «грязное дело» и, в свое оправдание, рассуждать о плохих курсах, плохих учителях или плохой программе. Но если бы они могли ко всем своим усилиям прибавить видение общей картины языка и вычленить из нее только то, что нужно изучать именно им, они бы значительно облегчили себе жизнь. Они бы увидели докуда еще копать. Они могли бы позволить себе сбавить обороты и использовать свою энергию более экономно, но зато более эффективно.

Эта картина не сложна, но многие ее игнорируют и поэтому изучают язык годами, а можно было бы всего лишь месяцами. Потому что они не видят весь язык целиком, изучают то времена, то модальные глаголы, то бросаются «пачками» заучивать слова, то слушать различные подкасты и т.п. Часто такие люди выбирают красивые многоуровневые учебники, которые рассчитаны на 3-4 года и потом злятся на себя, что не могут пройти их за пару месяцев. Такой процесс похож на складывание пазла, когда у человека нет самой картинки, и он пытается сложить его на ощупь. Представляете, сколько это у него займет времени и что у него может получиться?

Мы все тоже так, по отдельным кусочкам, изучали английский в школе и в университете. Никто и никогда не говорил нам, что нужно посмотреть на язык по-другому. Конечно, в школе детям невозможно было это показать и объяснить, потому что дети изучают язык по-другому. Сейчас мы не будем обсуждать школу, т.к. никто не собирается производить революцию в школьном образовании.

Мы будем говорить о взрослых. О тех, кто давно мечтал и, наконец-то приступил к изучению английского.

Прежде всего, надо понять принцип построения самого английского языка. Английский отличается от русского тем, что все предложения в нем строятся по строгим моделям, как будто по формулам. Только формулы не математические, а лингвистические. Вставляя свои слова в эти модели, мы и получаем бесконечное множество предложений. Получается, что нужно выучить основные модели, добавить к ним базовые слова, украсить речь вводными словами, фразовыми глаголами и поговорками и весь английский у вас в кармане. (шутка)

Надеюсь, все знают, что в каждой шутке лишь доля шутки. Хотя в принципе все так и есть, как я сказала. Но этого, конечно, мало. Надо выработать произношение и научиться понимать речь носителей на слух. Иначе вы ничего не поймете, когда вам что-то скажут в ответ на вашу фразу при живом общении.

Получается, что язык надо учить в системе, в которой есть грамматика, лексика, слушание, произношение и, конечно же, говорение. Если вы изучаете язык самостоятельно, построение такой системы будет довольно затруднительно. Затруднительно, но возможно. Просто вам придется самостоятельно, кроме самой системы, найти нужную лексику и специальные упражнения для выработки каждого из перечисленных навыков. Конечно, легче обратиться к профессионалам, т.к. у каждого приличного преподавателя уже есть такая система, набор необходимой лексики, и набор необходимых упражнений. Если вы решитесь начать изучение с преподавателями, позвольте дать несколько советов.

-3

Не бросайтесь сразу туда, где указано, что занятия ведет носитель языка. Этот метод хорош для детей, а не для взрослых. На начальном этапе это должен быть русский преподаватель, который все объяснит, хорошо зная наши реалии, наши типичные ошибки и все «подводные камни», которые проявляются именно при изучении языка русскими людьми. Пройдите базовый курс, а дальше можно развивать язык самостоятельно и здесь уже будет очень полезно найти носителя языка для практики говорения.

Но я сейчас хочу рассказать не о преподавателях и курсах. Не важно, занимаетесь ли вы самостоятельно или с преподавателем, вам необходимо познакомиться с общей картиной того, что находится в языке. Т.е. каждый изучающий язык должен знать, что конкретно он будет изучать и понять, когда он закончит это изучение. Под словом «изучение» я подразумеваю правила: грамматические, лексические и фонетические. Изучив все это и научившись применять, человек должен понять, что изучение закончилось. Изучение закончилось, но практика и постижение глубин языка не закончится никогда. Вот что должен понять каждый изучающий язык.

Ты пока еще не можешь говорить по-английски, но обязательно будешь.
Ты пока еще не можешь говорить по-английски, но обязательно будешь.

Стоит прекратить практиковать язык, как он начинает потихоньку умирать. Если бы Робинзон Крузо не разговаривал на своем языке каждый день, сначала с самим собой и окружающими предметами, а затем с Пятницей, он бы полностью забыл свой язык. Люди, долго живущие в чужой стране, начинают говорить с акцентом и ошибками на своем родном языке, потому что там они на нем не разговаривают.

Поэтому, приступая к изучению языка, вы должны быть уверены, что у вас обязательно будет где и с кем его использовать. Это будет новая работа, новые друзья, или книги, фильмы и т.п. Т.е. должна быть реальная цель, для достижения которой, вам нужно выучить язык. Поэтому после окончания изучения языка, если у вас не появились люди для реального общения, надо продолжать овладение языка самостоятельно. Надо обязательно организовать себе ежедневную практику, которая должна включать в себя разговор, слушание, чтение и письмо.

-5

А все, кто хочет получить результат быстро, должны настроиться на обучение в течение 3-6 или более месяцев, в зависимости от индивидуальных особенностей восприятия и памяти. К тому же, некоторые могут получить стресс и впасть в панику, при виде того, как много еще предстоит выучить и сколько на это еще потребуется времени, т.к. многим кажется, что их ждет бесконечное изучение.

Чтобы такое не произошло, надо выстроить грамматическую картину языка, которую надо изучать в правильной последовательности, и в которую, в процессе изучения, постоянно вливать нужную лексику. Тогда человек видит, к чему он идет, и что ему еще надо выучить. Т.е. это некий план, основанный на изучении грамматики. Каждое грамматическое явление надо отрабатывать до автоматизма многократным повторением с помощью грамматических и лексических тренажеров и прослушивания разного рода подкастов, монологов и просмотра тематических программ.

Ожидаю услышать сейчас гневные возражения по поводу грамматики. Многие считают, что можно прожить и без нее. Конечно можно! И как это сделать вы можете прочитать в статье «Можно ли выучить английский без грамматики».

Итак, какова же эта картина? Ее можно уложить в несколько принципов.

1. В английском три группы глаголов и в зависимости от группы они ведут себя по-разному. (У нас в русском тоже три, но это практически никак не влияет на русскую грамматику, а в английском это принципиально важно)

2. Структура утвердительного, вопросительного и отрицательного предложения имеет строгие законы. Причем они строятся по 5 простым схемам, в которые замечательно укладываются и все три разные группы глаголов.

Например, утвердительное предложение состоит из действующего лица (подлежащего) и действия (глагола, т.е. сказуемого). А затем идут слова, отвечающие на вопросы: что? где? когда? (Видели передачу с таким названием? Легко запоминается.) И порядок именно такой, и если вы его нарушаете, вы совершаете грубейшую ошибку, и носители будут с трудом вас понимать. И вы будете с трудом понимать их, потому что именно так они и говорят.

Схема утвердительного предложения.
Схема утвердительного предложения.

Нам, по-русски, хочется сказать в другом, более привычном для нас порядке: «По вечерам в гостиной моя семья смотрит телевизор». И именно из-за расхождения в порядке слов и происходит множество ошибок. Если вы запомните правильную структуру, то правильная речь вам гарантирована. К сожалению, показать все схемы в рамках маленькой статьи невозможно.

3. Конечно, для говорения нужны грамматические времена. И если знать что все они строятся по 4-м простым схемам, то разбор и запоминание каждого из них займет минимум времени. Причем, эти схемы работают независимо от того, сколько времен, на ваш взгляд, существует в английском: 12, 16 или даже 26. К тому же, для говорения на бытовом уровне хватает всего лишь 8 времен.

4. Не нужно забывать и о согласовании времен. Без этого речь навсегда останется примитивной.

5. А все 5 типов вопросов можно уложить всего лишь в 3 простые схемы.

6. И самое главное, после разбора всех грамматических явлений, надо освоить разговорную грамматику. Ту грамматику, с помощью которой на самом деле говорят носители, и которая, на взгляд русских кажется полной ошибок. Вроде там нет вспомогательных глаголов и вообще не заметно времен. Но это только кажущиеся ошибки. На самом деле они говорят правильно, но с использованием, так называемых, усечений речи, сокращений, опущений и т.п.

А та грамматика, которую все русские изучают в школе, в университете и на курсах, является письменной грамматикой, и даже если вы используете ее для говорения, она построена на принципах письма. А в живой речи используется разговорная грамматика. И не освоив ее, вы никогда не заговорите на живом языке, и постоянно будете испытывать трудности при живом общении, стараясь понять носителей.

Ты разговариваешь со мной как будто читаешь по учебнику.
Ты разговариваешь со мной как будто читаешь по учебнику.

Разговорной грамматике не принято обучать в школе или стандартных курсах. И на взгляд носителей русские говорят по-английски, как будто читают учебник, потому что их речь слишком правильная, но сухая, неестественная и мало эмоциональная. Хорошая новость – система обучения разговорной грамматике уже существует. Правда, она еще в разработке. Ее разрабатывают и внедряют на своих курсах преподаватели-энтузиасты.

О принципах разговорной грамматики читайте в следующих выпусках статей.

Понравилась статья - поставьте "лайк". Появились вопросы - пишите в комментарии. Я вам обязательно отвечу.