Нельзя сказать, что в истории не было странных войн. В одной такой, «бездымной», Россия принимала принудительное участие, против ситуативного врага, Великобритании. И выкрутилась с блеском и почти без потерь.
С сентября 1939 по май 1940 целый год шла война, которую приземлённые американцы прозвали фальшивой, культурные французы смешной, а русские почему-то странной. И уже это странно. А фальшивая – она и есть фальшивая. Скрывшиеся за морем и флотом (о флоте в конце) британцы объявили войну Германии за Польшу, и французам ничего не оставалось, как присоединиться. Тогда подоплёку все прекрасно понимали, но после победы США историки дело замутили, и сейчас новое поколение фальшивую загадку не может разгадать.
Удивительно не это. Немцы на французской границе находились в стратегической глухой обороне, понимая, что два фронта могут не потянуть, и поэтому вдоль линии соприкосновения немецкая армия демонстрировала братскую любовь, цветы и воздушные шарики: изображали мир. Удивительно, что 24 февраля с шариками и нафталинными лозунгами («денаци- и демили-» эпохи всё той же 2МВ) на территорию соседа вошла армия российская. Которой поручили изображать... войну. А точнее, полицейскую операцию, но с танцами танками (тут на выбор). Очевидно, что против кэвээнщиков сценарий писали рекламщики-пиарщики, тоже, в общем, с очевидным кэвээновским бэкграундом. «А теперь мы идём к вам!»
Странное чужое дело не заладилось как-то сразу, что не удивительно, так как армия к наступательным пиар-акциям не готовилась. Когда сделавшие на туфте состояния пиарщики разбежались, генералы остались со стоянием на Днепре. А стояниями войны выигрывают только в сказках историков, и потому над ними все смеются.
Пилюлю подслащивали успехи ракетных обстрелов. Но бомбить инфраструктуру можно и без введения войск. Это даже удобнее. Этим успешно занималось НАТО в течении 2,5 месяцев в Югославии, и впервые в истории добыло победу с воздуха. И над этой историей не посмеёшься. Тут бы поучиться, но та война нам противна, ведь она какая-то странная, и поэтому мы ведём свою. Не менее странную, но другую: специальную операцию.
Потому что в той с военной точки зрения всё было сделано правильно и прошло практически без потерь для НАТО. Цели были декларированы такие (рядом возможная проекция на текущие события, если бы сценарий писали не демагоги):
Прекращение всех военных действий в Косово – Прекращение эскалации в ДНР/ЛНР
Прекращение этнических чисток – «Денацификация»
Демилитаризация военных, полицейских и т. п. формирований – То же
Размещение миротворческого контингента с мандатом ООН в Косово – ОДКБ на Донбассе
Безопасное возвращение беженцев – То же
Остановка кризиса в регионе – То же
Политическое соглашение на основе договора в Рамбуйе – То же на основе Минска (но с добавками, за ожидание)
Так действовали люди от себя и для себя.
Для России выигрыш был бы тот, что демилитаризацию и денацификацию обязали бы проводить силами самой Украины. В случае отказа... ну тогда... Кстати, уже после начала бомбардировок Югославии НАТО разработало план полномасштабного наземного вторжения на случай неудачи принуждения с воздуха. Или просто объявило, что разработало, в качестве дополнительного внушения.
Утверждается, что неожиданное нападение сорвало планы Украины по атаке Донбасса. Возможно. Только пока никто не объяснил – а как эти планы были сорваны именно такой странной сухопутной общевойсковой операцией. Не атаками на ПВО и военные объекты с воздуха, а вот именно наземными силами, растёкшимися по периметру в 3000 км длиной и 10 – 100 глубиной, без тыла и под туманом дезориентирующей демагогии вместо чётких целей (когда ракета денацифицирует мост, ей ничего объяснять не надо, а солдату надо). Военный такого придумать не может. Дипломат тоже: дипломатия кончилась. Очевидно, тут поработали другие. Может быть даже «иные». (Напомню, что денацифицировать Германию удалось только при полном согласии союзников, да и то многие скрылись. Занимались этим под режимом жёсткой оккупации спецслужбы, спецполитики и спецсуды, а вовсе не военные.)
Разумеется, подобные акции требуют прямых и явных предварительных угроз с дипломатического уровня. Накануне нужно долго и нудно продавливать принуждение к ранее достигнутым, но не исполненным соглашениям, как это делали в НАТО. (Минск был принудиловкой, так что чего уж там...) Принуждать нужно было и парочку европейских гарантов: при бешеном внешнеторговом профиците инструменты есть.
Все странные войны – это всегда чья-то игра. В которой выиграть нельзя, остаться при своих тоже нельзя и нельзя даже выйти из игры (то есть, победу от поражения отличить довольно трудно). В чужие игры лучше вообще играть не садиться.
В результате классической чисто флотской диверсии (может и нет, но уж больно ложится в цепочку) утонула Москва. Утонула с двойным намёком на столицу и в сторону близкого Курска – близкого как географически, так и символически. – Где ещё один ракетоносец? – Он утонул.
Догоняем Португалию?
По теме: О субъектности России