Успеваемость в школе некоторые учителя и родители ставят на один уровень с успешностью во взрослой жизни. Такие установки вынуждают говорить сразу о двух аспектах школьной неуспеваемости: способностях ребенка к обучению и ожиданиях родителей. К сожалению, «задержки в развитии» для огромного количества детей – результат не родовой травмы или нарушенной генетики, а неспособности дотянуться до планки, которую им установили мамы и папы.
В «Клинике доктора Шишонина» мы занимаемся патологиями, вызванными родовой травмой, поэтому говорим преимущественно о них. Что такое родовая травма? Это повреждения шейного отдела позвоночника, которые ребенок получает в процессе появления на свет. С 2013 по 2017 год диагноз «родовая травма» был поставлен до 7% всех новорожденных. Этот диагноз ставят очень неохотно, поскольку чревато служебными расследованиями, исками к клиникам и визитами страховой. Мы имеем все основания говорить о том, что данные занижены, а диагноз ставится только в тех случаях, когда все очевидно.
Первые и наиболее явные признаки родовой травмы – так называемые «пятна аиста» – красно-бордовые пятна на коже возле затылка. Дальше о том, что с ребенком что-то не в порядке, могут сигнализировать отклонения от медицинской нормы:
- ребенок должен держать голову в 2-3 месяца;
- ребенок должен сидеть в 6 месяцев;
- ребенок должен начать говорить в год, а лучше в 10-11 месяцев.
Если вы наблюдаете отклонения, то не успокаивайте себя историями об Альберте Эйнштейне, который якобы (доказательств нет) до четырех лет не говорил, а потом заговорил целыми предложениями. Даже если это правда, то Эйнштейн один, а людей с умственной неполноценностью, которая развилась из-за того, что их родители вовремя не спохватились, - сотни тысяч.
Родовая травма провоцирует нарушения циркуляции крови в позвоночных артериях, из-за чего мозг не получает достаточного кровоснабжения. Как она может проявляться у детей постарше? Плохая речь, ухудшающееся в раннем возрасте зрение, проблемы с координацией, головные боли, перепады настроения. Ребенок не развивается нормально, поэтому не успевает в школе.
Что сделать, чтобы ребенок хорошо учился?
Что такое «плохая оценка»? Как говорил упомянутый Альберт Эйнштейн, все относительно. Вы ставите эту планку для своего ребенка, вы определяете важность успеваемости в школе в его жизни, и вы устанавливаете зависимость его самочувствия от оценок в школьном дневнике.
Есть два абсолютных зла в воспитании ребенка: недостаток опеки и чрезмерный контроль. Первую категорию родителей мы не наблюдаем – они к нам не приходят. Второй категории мы ничем не можем помочь, потому что они не слышат никого, кроме себя.
Здоровый ребенок хорошо учится тогда, когда воспринимает школу как место, где ему интересно и где он может выразить себя. А не испытывает постоянный стресс и унижение оттого, что не соответствует чьим-то ожиданиям.