Мы проникаемся сюжетами и историями героев кино, испытываем переживания за их судьбы и даже вдохновляемся эпизодами. Вместе с тем кино формирует знания о мире. И порой они могут оказаться ошибочными.
В российском кинематографе инвалидность транслируется через призму экономических, политических и социальных изменений. То и дело во главу выдвигается «образ» на вкус эпохи. Обычно человек изображается несколькими моделями: беспомощный или супергерой. Так у общества закрепляются некие стереотипы: инвалидность – это либо трагедия, либо дар.
Зачастую кинокартины не имеют ничего общего с реальностью. Одним из противоречивых в списке инклюзивного кино стал драматический фильм режиссёра Михаила Расходникова «Временные трудности» (2018).
«Если у некоторых людей такое отношение, как показано в фильме, называется «любовь», то что же такое ненависть?» – пишет один из комментаторов фильма.
В кинофильме раскрывается метафора контраста – слабость тела и сила духа. Саши Ковалев, главный герой, рожден с детским церебральным параличом (ДЦП). Его отец был рабочим на заводе, каждый день проходящий через пламенные искры и тяжелый стук металла, что очертило его матерый характер. Суровый, жесткий и хладнокровный по натуре отец отказывается принимать, что его сын болен, называя болезнь «всего лишь временными трудностями».
«Папа говорит, что я здоровый».
Так, отец отправляет сына в общеобразовательную школу вместо специализированную, где мальчик поддается издевкам со стороны одноклассников. Отец велит выполнять домашние обязанности и повседневные вещи, словно Саше это дается так же легко, как и всем мальчишкам со двора.
На протяжении всего кинофильма мы наблюдаем, с каким трудом Саше дается завязывать шнурки или выбрасывать мусор. Но он старается изо всех сил. И добивается в этом определенного успеха: может сам себя обслуживать. Конечно, ведь каждый жизненный урок проходит под отцовским гнетом.
Уже в начале мы видим намек на ту самую сверхспособность. Мальчик пишет быстрее всех контрольные, первый в истории школы выигрывает всесоюзную олимпиаду и получает путевку в Артек. Надо отметить, что вместе с трансляцией образа инвалида как супергероя показан и другой мотив: он другой не потому что на костылях, а потому что умный.
Но даже его интеллектуальные успехи и усердные старания в быту не могут превратить жизнь в волшебную сказку. Сашу выгоняют из Артека, как только он успевает слезть с автобуса, со словами «инвалидов в СССР нет».
Отец продолжает подкидывать испытаний, чтобы «исцелить» сына. В один момент Саше пришлось ползти по лесу на животе, цепляясь топором за землю. Затем он наткнулся на медведя. И после наставлений отца и «школы жизни», Саша излечивает ДЦП. Что? Да, он становится богатым бизнес-консультантом. Со всеми атрибутами роскошной жизни: яхта, устрицы и красивая девушка. Счастливый конец!
Что здесь самое страшное? Зрителям транслируют некорректную мысль: если очень захотеть, то любой инвалид может стать здоровым. И по канонам культурной традиции «нормальность» можно получить только через страдания и унижения.
В реальной жизни такие изменения или даже перевоплощения больше похожи на фантастику.
Тем более, что «нормальность» порой субъективное явление, от чего становится вовсе недостижимым. Наличие диагноза не гарантирует гениальность, но и не предрекает на ограниченность, ведь у многих людей остается сохранный интеллект.
А то, как люди с инвалидностью, отвоевывают свое, и порой очень значимое, место и в жизни, и в истории человечества достойно огромного уважения. Ведь их тропинка начинается с бытовых для нас мелочей: завязать шнурки, спуститься по лестнице, приготовить еду.
После выхода киноленты в прокат критики и зрители заговорили о проблемах детей с особенностями развития, и о том, как равнодушно, жестоко к ним общество и даже государство. В соцсетях и СМИ поднялись обсуждения.
Но главный вывод обществу еще предстоит сделать.
А вы смотрели фильм? Как относитесь к инклюзивному кино?