Иногда, мне в Сети попадаются ролики с просторов бывшего СССР, где я вижу чудовищное отношение населения к учителям и врачам.
Причем, если ученики и студенты это уже люди новой формации, воспитанные в неизвестных мне условиях, то пациенты, как правило, родом из Союза, и тем не менее...
Бакинцу трудно все это понять. В городе до сих пор к медикам и педагогам особое отношение.
Что уж говорить о прежних временах, когда к представителям этих профессий было чуть ли не преклонение. Ведь они учили и лечили...
Как-то в детстве, я разговаривал с отцом о выборе профессии, и как и все дети называл, какие-то яркие и известные. (Помню, что очень хотел стать клоуном, хотя когда спрашивали, говорил про космонавта.)
Тогда отец сказал фразу, которую я запомнил на всю жизнь: "самое почетное это учить, лечить и защищать".
То есть, быть учителем, врачом или военным.
В намного более поздней и прикладной бакинской интерпретации: "в семье должен быть человек из сферы образования, здравоохранения и силовых структур".
В бакинских дворах прежних времен
В дворовых понятиях советского Баку был закон, как только возвратившиеся с работы соседи переодевались в домашнее, они становились все равны. Не существовало, ни положения, ни званий, ни статуса.
Все друг друга называли на "ты" и по именам. Добавляя в зависимости от возраста (дядя/тетя или дедушка/бабушка).
Работяга, за партией в нарды, мог наехать на директора предприятия, а домохозяйка сцепиться с заслуженной артисткой Азербайджанской ССР. При этом со стороны, никто бы не понял кто есть кто. Возможно потому, что все они в первую очередь были бакинцами — одной семьей. А какие могут быть различия в кругу семьи?
Но были и исключения. К учителям и врачам относились с особым пиететом.
Их практически всегда звали по имени-отчеству и негласно заботились о потребностях, особенно, если это были молодые специалисты, одинокие или старики.
У нас в старом дворе жила молоденькая учительница, попавшая в Баку по распределению из Воронежа (если правильно помню), так ее вообще соседи взяли на полный пансион. Если кто готовил что-нибудь вкусненькое, то обязательно принесут и Варваре Николаевне.
Та краснела, отнекивалась, но куда ей, 20-летней девчёнке, супротив бакинских дворовых матрон. Они ее даже не слушали, заносили в дом и начинали накрывать на стол, чтобы училка поела "пока горячее".
Мы дети, часто подъедались у Варвары-ханум в летний сезон, когда соседи заваливали ее снедью от районских родственников.
С тех пор прошло полвека. Мои дети давно закончили школу. Подрастает третье поколение. Но как и прежде, я вижу почтение по отношению к учителям.
Стоит нашей Солмаз ханым зайти во двор, как ребетня всех возрастов останавливает свои игры, спеша поздороваться с учительницей. А ведь она преподает даже не в нашем районе.
Значит это родительские наставления, что меня очень радует...
Приятных выходных)