Найти тему
МуZей Победы

От штурвала Ил-2 до полета в космос. Подвиг Георгия Берегового

Оглавление

Герой, как и множество его сверстников, мечтал летать. Береговой совмещал учебу в школе с занятиями в кружке авиамоделирования при городской Детской технической станции. А закончив 8 классов, Георгий Тимофеевич отправился работать слесарем на Енакиевский металлургический комбинат.

Становление летчика

В 30-е годы активно шло развитие советской авиации. Стране требовались новые летчики, повсеместно создавались аэроклубы, где можно было освоить новую профессию. Георгий Тимофеевич поступает в аэроклуб, в котором герой занимался параллельно с работой на металлургическом комбинате, и в 17 лет заканчивает его. Вот как Береговой вспоминал то время:

«Авиацией в те годы бредили все. Над Военно-воздушными силами страны взял шефство комсомол, и одним из ведущих лозунгов того времени стал выдвинутый им призыв: «Комсомолец — на самолет!»
-2
Что-что, а шефство это упрекнуть в формальном подходе к делу было бы трудно. Комсомольцы стали едва ли не самыми рьяными пропагандистами освоения пятого океана, а уж самыми пылкими, самыми горячими сторонниками — наверняка!»

Военная служба - первые шаги

В 1938 Берегового призывают в армию и отправляют обучаться по специальности в авиационную школу. Георгий Тимофеевич заканчивает ее в самом начале войны – 25 июня 1941 года. Берегового определили в разведывательную авиацию. Летчик переучивался летать на бомбардировщиках ББ-22, затем на самолетах-разведчиках Пе-3. На фронт же Береговой попадает летчиком-штурмовиком, освоив «летающий танк» Ил-2.

-3

Боевое крещение состоялось в июне 1942 года. Основной задачей штурмовиков было уничтожение наземных сил противника. Для этого самолет имел хорошее бронирование (за что его и прозвали летающим танком) и мощное вооружение. Однако «Илы» атаковали на низкой высоте и были главной целью для вражеских зениток и истребителей. Работа летчиков-штурмовиков была одной из самых опасных среди всех остальных летных специализаций.

«В карьере летчика первые вылеты были самыми трудными, особенно в 1942 году, года немецкая авиация была крайне сильна. Георгий Тимофеевич вспоминал:

Боевого опыта в те дни у меня не было никакого, и в воздухе я чувствовал себя без должной уверенности — видишь только то, что перед самым носом. А впереди носа моего «ила» чаще всего ведущий. Он да стрелки на приборной доске — вот и все, из чего складывалась тогда моя видимость в воздухе.
Конечно, когда пикируешь, видишь еще и цель. Но это когда тебя на нее выведут. Ориентироваться же во время полета самостоятельно я еще не мог; глянешь вниз, па землю, — будто зашифрована она».
Ил-2 на аэродроме
Ил-2 на аэродроме

Но со временем новые пилоты постигали военную науку:

«Учились мы упорно. Учились каждую свободную минуту. Особенно хорошей школой для нас, молодежи, были систематические разборы боевых вылетов. На них обсуждались просчеты, допущенные ошибки, выявлялись упущенные возможности.
Наш комэск, лейтенант Яшин, хорошо понимал, что только в откровенном обмене мнений, когда каждый говорит все, что думает, рождается истина, та живая польза делу, ради которой собрались люди».
Ил-2 в полете
Ил-2 в полете
Опытные бойцы брали с собой молодежь в тренировочные полеты. Особый упор делался на штурманской подготовке, на отработке прицельной стрельбы и бомбометания.
На войне можешь не можешь, а опыт, не чужой, а именно свой, собственный, как не уставал повторять нам комэск Яшин, добывать было необходимо. Причем, чем скорей, тем лучше».

И благодаря опытным наставникам и собственной выучке Тимофей Береговой стал прекрасным летчиком.

Атака эшелона

Однажды звено под его командованием успешно провело штурмовку немецких позиций. Возвращаясь с выполненного задания, Береговой обнаружил, что израсходовал не весь боекомплект. Лететь назад и отстреливаться по тем же позициям врага было бессмысленно - позиции эти перестали существовать.

Ил-2 летят в строю клина
Ил-2 летят в строю клина

И тут Береговой заметил приближающийся к линии фронта немецкий военный эшелон. Решение пришло мгновенно - мало ли, что тащили немцы по железной дороге, технику ли, войска или боеприпасы, в любом случае прибытие этого эшелона по назначению существенно осложнило бы положение наших сухопутных частей.

Георгий Тимофеевич бросил свой самолёт в атаку на бронепоезд, обстрелял его, взмыл вверх, прошёлся вдоль железнодорожной ветки и снова атаковал эшелон. На этот раз атака увенчалась успехом, Береговой видел, как сошёл с рельсов паровоз, потянул за собой вагоны... Однако и самолёт Берегового оказался повреждён. Пулемётным огнём с вражеского поезда была пробита система водяного охлаждения двигателя.

-7

В результате мотор заглох. Георгий Тимофеевич сумел дотянуть до леса и попытался там посадить свой самолёт. В итоге Ил-2, зацепившись за деревья, разбился, а сам лётчик остался жив благодаря тому, что шёл на небольшой высоте, а деревья смягчили падение. Стрелок-радист, получивший при падении сильные травмы, был отправлен в лазарет. Летчиков спасла советская пехота.

Тяжелая боевая работа

-8

Каждый вылет был как последний – штурмовикам крепко доставалось. Вот что вспоминал Береговой об одном из своих боев:

«Небо в те дни представляло собой кромешный ад. Едва наша группа штурмовиков появилась над передовой, вокруг все запылало с удвоенной силой, зарябило густым сплетением огненных трасс, вспыхивающими там и тут шайками разрывов. Казалось, благополучно миновать этот бурлящий, клокочущий хаос просто невозможно: штурмовики неизбежно запутаются в широко раскинувшейся, пляшущей перед ними смертоносной сети, которую неустанно плели с земли крупнокалиберные пулеметы, батареи зениток...
-9
Но так только казалось. Мы уже не раз прорывались сквозь такие сети. Вот и теперь, резко свалив машину на крыло и отвернув в сторону, я вышел со снижением из зоны обстрела. Ведомые уверенно повторили вслед за мной маневр, а истребители прикрытия, наоборот, круто ушли вверх. Теперь оставалось добраться до цели.
Над целью нас поджидали «мессеры». — Приготовиться к атаке! Стрелкам отгонять истребители! — коротко командую и добавляю для своего воздушного стрелка: — Не спи, Ананьев! Не спи, дорогой Петя, сейчас начнется!..
-10
На дороге длиннющей колонной пылят танки. Торопятся, сволочи. «Илы» вслед за мной тоже упрямо идут — к цели. До нее уже совсем близко. Слышу, как у меня за спиной заработал пулемет Ананьева. Оглядываюсь на Лядского, затем вправо — на Пряженникова, Биджиева, Шурика и остальных. Их стрелки тоже лупят по «мессерам». Те отворачивают в сторону, но не отстают — крутят виражи, бросаются в новые и все новые атаки».
-11

В том воздушном бою самолет Берегового был сбит, экипажу пришлось прыгать с парашютом.

Дойти с боями до Чехословакии

Георгий Береговой, командир авиаэскадрильи 90-го гвардейского штурмового авиаполка, и инженер его эскадрильи старший лейтенант Виктор Бахтин, сентябрь 1943 г.
Георгий Береговой, командир авиаэскадрильи 90-го гвардейского штурмового авиаполка, и инженер его эскадрильи старший лейтенант Виктор Бахтин, сентябрь 1943 г.

Георгий Тимофеевич прошел всю войну, участвовал в Курской битве, о котором писал следующее:

«На Курской дуге работы нам было невпроворот. В иные дни эскадрильи штурмовиков делали по три-четыре боевых вылета. Удары наносились по скоплениям вражеской техники на дорогах, по отходящим войскам противника, по полевым аэродромам и складам боеприпасов, по железнодорожным узлам и станциям».
-13

Георгий Тимофеевич Береговой прошел всю войну совершил 186 боевых вылетов, был трижды сбит. Награжден множеством орденом и медалей, стал единственным дважды Героем Советского Союза, получившим первую награду за подвиги во время Великой Отечественной, а вторую за полет в космос в 1968 году.

Музей Победы

В экспозиции Музея Победы «Подвиг Армии» вы сможете узнать больше о подвигах советских летчиков в годы войны. А на открытой площадке техники нашего музея представлен легендарный штурмовик Ил-2. Именно на самолете этого типа летал Береговой.

-15

#МузейПобеды #НашВыборПобеда #ЛетчикШтурмовик #ГеоргийБереговой #Береговой