Найти тему
Senkin

Денисов, Сергей Прокофьевич жизнь и детали биографии спившегося лётчика, дважды героя СССР

Оглавление

Советский лётчик-истребитель и военачальник, участник Гражданской войны в Испании, боёв на Халхин-Голе, советско-финской войны, Великой Отечественной войны. Дважды Герой Советского Союза. Генерал-лейтенант авиации.

Ранняя жизнь

Денисов родился 7 января [25 декабря 1909 года] 1910 года в украинской семье в Россоше, Российская империя. После окончания четвертого класса школы в 1921 году он поступил в торговую школу, а в 1926 году окончил третий класс торговой школы, после чего работал механиком до поступления в армию в 1929 году.

Военная карьера

Поступив на военную службу в октябре 1929 года, он базировался в Гомеле, пока его не перевели в 83-ю учебную эскадрилью в Смоленске, которая вскоре стала летной школой. Там он учился у будущего дважды Героя Советского Союза Степана Супруна до окончания школы в июле 1931 года; он стал членом коммунистической партии в 1930 году. Затем он провел всего несколько месяцев в 9-й авиационной эскадрилье, прежде чем перейти в 33-ю авиационную эскадрилью, где он поднялся по служебной лестнице до командир полета; там он летал на И-4 и И-5, но когда в мае 1934 года его назначили командиром 41-й эскадрильи, он перешел на И-16.

Гражданская война в Испании

Вскоре после начала гражданской войны в Испании между республиканцами и националистами Денисов вызвался отправиться в Испанию в составе группы советских добровольцев, помогавших испанским республиканским военно-воздушным силам. Он находился в Испании с ноября 1936 по апрель 1937 года, во время которого летал на истребителе И-16 и одержал множество воздушных побед; его точное количество воздушных побед в Испании составляет где-то около 2-3 побед в одиночку и 3-4 совместных победы. За свои действия в конфликте он был удостоен звания Героя Советского Союза 4 июля 1937 года, хотя его участие в войне не было публично признано, поскольку советская роль в войне была засекречена.

Халхин-Гол

По возвращении из Испании он был назначен командиром 142-й истребительной авиационной бригады, которой командовал до апреля 1939 года. Затем он начал посещать курсы усовершенствования командного состава в Военной академии Генерального штаба. Затем ему было поручено изучить и исправить причины неудовлетворительной работы 57-го отдельного корпуса в боях с японцами. В конце мая он прибыл в Монголию, где находился при штабе 1-й армии. Вернувшись из Монголии, он поговорил с Михаилом Кагановичем, Николаем Поликарповым, Александром Яковлевым и Сталиным о конструкции советских истребителей.

Зимняя война

Менее чем через год после возвращения из Монголии Денисов начал свою роль в Зимней войне в качестве командующего 7-й воздушной армией, которой удалось прорвать линию Маннергейма. 21 марта 1940 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза за командование войной. В том же году ему было присвоено звание генерал-лейтенанта авиации.

Вторая мировая война

Незадолго до начала операции "Барбаросса" в апреле 1940 года он был назначен командующим авиацией Закавказского военного округа, но был понижен в должности всего за два дня до начала вторжения из-за алкоголизма. Многие из его коллег из Испании, Халхин-Гола и Финляндии, в том числе Павел Рычагов, Яков Смушкевич и Иван Проскуров, были арестованы по сфабрикованным обвинениям в государственной измене незадолго до немецкого вторжения; Денисов пережил чистки. После начала войны в августе он был назначен начальником Качинской военной авиационной школы, которая была эвакуирована в Саратов. При проверке школы в 1942 году были отмечены серьезные проблемы, в итоговом отчете Денисов критиковался за неспособность решить проблемы в школе, редко брал на себя ответственность и продолжал злоупотреблять алкоголем; 4 ноября 1942 года он был уволен из школы. В феврале 1943 года он был назначен командиром 283-й истребительной авиационной дивизии, которая принимала участие в боях за Курск, Чернигов, Припять и Гомель, прежде чем он был снят с должности в декабре из-за неспособности поддерживать дисциплину в своем подразделении. После очередного понижения в должности он в конце концов был направлен в 4-й отдел тактической подготовки в качестве помощника начальника до октября 1946 года. Окончив Военную академию Генерального штаба в сентябре 1947 года, он вскоре, в ноябре, уволился в запас.

Гражданская жизнь

После ухода из армии он начал работать начальником летно-испытательной станции на авиазаводе в 1948 году, а в 1951 году возглавил испытательную станцию на заводе Миля. Он научился летать на Ми-1 перед тем, как покинуть институт в 1953 году. С 1955 года он возглавлял филиал школы по подготовке инженеров в Москве. Школа была преобразована в самостоятельное учебное заведение в 1957 году, но он покинул ее в декабре 1958 года. В июле 1964 года он приступил к работе, где руководил лабораторией во Всесоюзной торговой палате. Он умер 6 июня 1971 года и был похоронен на Новодевичьем кладбище.