Найти тему

ДЗИКИСИН КАГЭ-РЮ НАГИНАТА-ДО и РАЗВИТИЕ БУДО В ПЕРИОД МЭЙДЗИ

Примерно в то же время, когда Митамура Кэнгё и другие учителя начали возрождение Тэндо-рю, родилась ещё одна замечательная школа владения нагината - Дзикисин Кагэ-рю нагината-до. Эта школа утверждает, что её корни - это техника меча школы Дзикисин Кагэ-рю, разработанная известным монахом Иппусай на основе более старой школы фехтования Синкагэ-рю. Школа Иппусая, одна из самых знаковых школ периодов Эдо и Мэйдзи, имеет глубокую связь с эзотерическими и мистическими учениями и была одной из первых школ, которые участвовали в соревновательной практике с бамбуковыми мечами.

Тоя Акико, глава школы Дзикисин Кагэ-рю, использует нагинату
Тоя Акико, глава школы Дзикисин Кагэ-рю, использует нагинату

В 1860-х годах Сатакэ Ёсинори, ученик школ Дзикисин и Янаги Кагэ-рю, вместе со своей женой Сатакэ Сигэо создали новую школу нагината. Сатакэ Сигэо изучала боевые искусства с шести лет и была известна своей силой с нагинатой. Вместе они разработали формы современной Дзикисин Кагэ-рю нагината-до. Это была новаторская разработка и не имеет никакого заметного отношения к Дзикисин Кагэ-рю кэндзюцу Иппусая. Добавление суффикса «до» (путь) указывает на то, что основатели рассматривали свою школу как будо, средство боевой практики с целью самосовершенствования, а не самосохранения.

Глава школы Тоя Акико с кусаригама (цепь с серпом)
Глава школы Тоя Акико с кусаригама (цепь с серпом)

Преемница школы, Сонобэ Хидэо, ввела Дзикисин Кагэ-рю в школы для девочек. Она преподавала в крупных школах в районе Киото и была одним из первых учителей, популяризировавших массовое обучение. Система продолжает развиваться, и в ней обучается больше всего учеников среди всех традиционных школ нагината. Сегодня главой школы является Тоя Акико.

Формы Дзикисин Кагэ-рю выполняются попрямой в строго определенном ритме. Киаи выполняется при движении назад и вперёд, почти по принципу «вызов-и-ответ», добавляя ощущение танцевальной структуры. Формы проецируют ауру четкой элегантности.

Тренировка в Дзикисин Кагэ-рю нагината
Тренировка в Дзикисин Кагэ-рю нагината

Акцент, по-видимому, делается на правильном исполнении, а не на развитии боевых навыков. Когда во время тренировок, которые я наблюдал, допускалась ошибка, выполнение ката прекращалось и начиналось заново. Даже старшие учителя, как казалось со стороны, не могли спонтанно реагировать на неожиданные движения своих партнеров. Таким образом, мне кажется, что совершенство формы, а не способность свободно импровизировать является целью школы.

Тренировка в Дзикисин Кагэ-рю нагината
Тренировка в Дзикисин Кагэ-рю нагината

Нагината этой школы очень легкое и относительно короткое оружие, удерживающееся за довольно тонкую рукоять, сужающуюся к концу и вращающееся вокруг центральной оси. Изгиб клинка не используется для отражения атак меча, а удары и выпады прямые. Почти все формы ориентированы на практику с нагината, тогда когда меч просто получает удары. Есть также несколько сопутствующих форм, показывающих высоко стилизованную практику серпа и цепи против меча. Расстояние между партнерами таково, что в большинстве случаев меч вряд ли сможет нанести сокрушительный удар.

Тренировка в Дзикисин Кагэ-рю нагината
Тренировка в Дзикисин Кагэ-рю нагината

Несмотря на кажущуюся небоевую ориентацию, Дзикисин Кагэ-рю впервые прославилась в схватках против практикующих кендо. Сатакэ Сигэо и Сонобэ Хидэо прославились своими многочисленными победами в подобных состязаниях. В наши дни Дзикисин Кагэ-рю больше не делает акцент на соревнованиях против практикующих кэндо, хотя они все еще имеют место. Многие члены участвуют в соревнованиях по современной спортивной атарасии нагината.

Тренировка в Дзикисин Кагэ-рю кусаригама
Тренировка в Дзикисин Кагэ-рю кусаригама

Дзикисин Кагэ-рю, несомненно, является важной частью жизни практикующих его. Их главное додзё кажется местом хорошего самочувствия и отличного настроения, полным смеха и серьезной, отточенной практики. Похоже, это согласуется с намерением Дзикисин Кагэ-рю создать систему, которая привлечет большое количество женщин с разными образами жизни. Дзикисин Кагэ-рю является более успешной, чем любая другая боевая система за последние сто лет, заинтересовав большое количество японских женщин. В формах этой системы они находят своего рода полубоевую подготовку, которая способствует развитию сильной, но изящной женственности.

Рождение современных соревновательных боевых видов спорта

Дзикисин Кагэ-рю является примером универсалистской тенденции, которая появилась в период Мэйдзи (1868-1912 гг.). В эпоху позднего Мэйдзи японцы впервые осознали свою национальную идентичность. До периода Мэйдзи феодальные владения во многих смыслах были их страной.

Воспитание молодого поколения посредством изучения боевых искусств
Воспитание молодого поколения посредством изучения боевых искусств

Правительство начало манипулировать доктринами бусидо, чтобы применять их ко всему населению, а не только к классу воинов. Тем самым правительство поощряло развитие упорядоченного и послушного общества. Язык, религия и образование были поставлены под централизованный контроль. Убеждения того времени возвели Императора в ранг бога. Синтоизм также был извращен в государственную религию, исповедуя псевдоисторию, которая использовалась в качестве обоснования «предназначения» Японии как правителя Азии. Следуя той же схеме действий, что и европейские и американские империалистические державы, эти настроения привели страну к войне с Россией, насилию в северном Китае и ужасам во Второй мировой войны. Верность императору заменила верность к даймё (правителю клана).

Эта преданность, использованная в качестве точки сплочения, создала целую нацию, готовую жить и умереть на службе любому делу, которое правительство сочтет достойным. Вновь созданная система гимназий превратилась в огромную пропагандистскую машину. Основной упор делался на подчинение императору и приобретение навыков и знаний на благо государства. Студентов учили, что сотрудничество, стандартизация и отрицание личных желаний являются наиболее продуктивными способами служения нации.

Около 1910 года занятия боевыми искусствами стали регулярной частью школьной программы. Однако классические дисциплины не считались полностью пригодными для массового обучения населения. Старые боевые традиции поощряли феодальную преданность к себе и своим учениям и, кроме того, часто фокусировались на несколько мистических ценностях, не имеющих прямого отношения к предполагаемым потребностям современной Японии.

По этой причине дзюдо и кэндо, творения эпохи Мэйдзи, преподавались в школах для мальчиков. Кэндо было стандартизировано наставниками некоторых основных традиционных систем боя на мечах с целью ориентировать на соревновательную подготовку. Длина и вес синай (бамбуковая версия меча) были фиксированы и гораздо длиннее, чем настоящий меч, а защитная одежда была стандартизирована. Голова, бока туловища, запястья и удар в горло стали главными мишенями. Все остальные удары и выпады, какими бы потенциально смертельными они ни были, не засчитывались.

Кэндо развилось из соревновательных практик в защитном снаряжением, называемых утиаигэйкко (ударная практика), разработанных в ряде различных школ меча. Этот метод стал относительно безопасным способом оценки навыков друг друга по сравнению с единственной альтернативой: дуэлью, с использованием деревянного или холодного оружия или довольно абстрактной оценкой одиночных форм. Однако консервативные мастера боевых искусств считали этот соревновательный стиль абсурдным. С таким защитным снаряжением и «бронежилетом» можно было пойти на все виды «риска», налетая с ударом, позволяя лезвию «оружия» противника скользить по бедренной артерии или задней части шеи, не думая о смертельной травме, которую можно было бы получить, сражаясь с настоящим оружием. Без страха потерять жизнь или страха физической боли и увечий консерваторы чувствовали, что люди неправильно развиваются как телом, так и духом, становясь скорее спортсменами, чем воинами. С другой стороны, практики-новаторы чувствовали, что в отсутствие войны или других конфликтов обучение ката выродилось в бесплодное повторение форм. Такие новаторы видели в более консервативных школах просто повторение по кругу скучных стереотипных движений, не предлагающих никаких средств проверки правильности их методов, ни какого-либо понимания того, как они могли бы действовать с противником, не «играющим по правилам» с ними. Со временем некоторые школы, связанные с Итто-рю и Дзикисин Кагэ-рю, стали известны своей практикой использования защитных средств. Другие, такие как Тэнсин Сёдэн Катори Синто-рю, никогда не пытались интегрировать этот метод в свою практику.

Защитное снаряжение и оружие для практики боевых искусств
Защитное снаряжение и оружие для практики боевых искусств

В ранний период Мэйдзи был еще один толчок для развития соревновательных боевых видов спорта - это был феномен бродячих боевых «ярмарок», известных как гэккэн когё (гэккэн означает «атакующий меч», когё означает «выступление»). Некоторые бывшие самураи, которым не повезло, объединили свои силы в передвижных представлениях, устраивая демонстрации и принимая вызовы от зрителей. Поднимаясь на сцену, бойцы бросали вызов всем желающим из зала, используя деревянные или бамбуковые мечи, нагината, копье, серп и цепь или любое другое оружие, выбранное претендентом. Эти бои были очень популярны и хорошо освещались в газетах. Хотя бойцы, вероятно, пытались контролировать ситуацию, было много раненых. В дополнение к состязаниям, члены группы вступали в поединках друг против друга, и среди них самыми популярными были поединки между женщиной с деревянной нагинатой и мужчиной, вооруженного деревянным или бамбуковым мечом.

Поединок в додзё Тиба Сюсаку между нагината и синаем (конец 1800-х г.)
Поединок в додзё Тиба Сюсаку между нагината и синаем (конец 1800-х г.)

Одной из самых замечательных из этих женщин была Мураками Хидэо, являвшаяся 17-ой главой школы Тода-ха Буко-рю. То немногое, что мы знаем о ее жизни, взывает к написанию романа о ней. Она родилась в Сикоку в 1863 году и в юности изучала Сидзуга-рю нагинатадзюцу. Когда ее учитель умер, она переехала в другую область, чтобы изучать Иппон Сай Исидэн-рю. Еще подростком она покинула свой дом и отправилась на Кюсю, бродя от додзё к додзё. В какой-то период она обучалась в школе Синкагэ-рю. Затем она продолжила своё путешествие по Хонсю, путешествуя в одиночку, проверяя свое мастерство против других бойцов, учась на ходу. Представьте себе крошечную молодую женщину, чуть больше девочки, идущую в одиночестве по японской сельской местности, без работы, идущую от одного додзё к другому. Это было время, когда женщины были строго ограничены в выборе образа жизни и занятий, но Мураками шла своим путем, неприкосновенным.

Она добралась до Токио, когда ей было чуть больше двадцати, и стала ученицей Комацудзаки Котоо и Ядзава Исао, учителей Тода-ха Буко-рю в пятнадцатом и шестнадцатом поколениях. К этому времени Мураками была очень сильна и молода, и она получила высшую лицензию (мэнке кайдэн) в этой школе. Она открыла додзё в районе Канда в Токио под названием Сюсуйкан (Зал Осенней воды).

Мураками не умела ни читать, ни писать, поэтому не могла зарабатывать на жизнь. Через некоторое время она присоединилась к гэккэн когё. Сражаясь с серпом и цепью или нагинатой, она принимала все вызовы от зрителей. Нет никаких сообщений о том, что она когда-либо проигрывала. В последние годы жизни она еле-еле сводила концы с концами, работая наставницей, но всегда была бедна. По словам тех, кто знал ее в старости, она была миниатюрной, доброй, но настороженной женщиной, всегда готовой пригласить вас на ужин. При этом она могла перепить кого угодно. Насколько известно, она жила одна и умерла одна.

Мураками не умела ни читать, ни писать, поэтому не могла зарабатывать на жизнь. Через некоторое время она присоединилась к гэккэн когё. Сражаясь с серпом и цепью или нагинатой, она принимала все вызовы от зрителей. Нет никаких сообщений о том, что она когда-либо проигрывала. В последние годы жизни она еле-еле сводила концы с концами, работая наставницей, но всегда была бедна. По словам тех, кто знал ее в старости, она была миниатюрной, доброй, но настороженной женщиной, всегда готовой пригласить вас на ужин. При этом она могла перепить кого угодно. Насколько известно, она жила одна и умерла одна.

Мураками Хидэо, 17-ая глава школы Тода-ха Буко-рю, со своей преемницей Кобояси Сэйко
Мураками Хидэо, 17-ая глава школы Тода-ха Буко-рю, со своей преемницей Кобояси Сэйко

Поскольку эти поединки были платным развлечением для публики, они вскоре выродились в то, что можно назвать «профессиональным рестлингом» или «Абсолютным бойцовский чемпионат» периода Мэйдзи с официантками, подающими напитки в коротком кимоно, и пьяными посетителями, аплодирующими на трибунах. Поединки превратились в драматические выступления, вульгарными пародиями на суровую воинскую культуру, из которой они вышли. Обескураженная полиция рассматривала эти схватки как угрозу общественному порядку и гэккэн когё распался в течение нескольких лет. Тем не менее, их можно считать первыми предшественниками современного боевого спорта в Японии - соревнования ради сравнения навыков и развлечения аудитории.

Мураками Хидэо и Кобаяси Сэйко обучают Тода-ха Буко-рю в школе для девочек
Мураками Хидэо и Кобаяси Сэйко обучают Тода-ха Буко-рю в школе для девочек

Эллис Амдур. Женщины-воины Японии. Роль женщин-оруженосцев в истории Японии

ИСКУССТВО ВЛАДЕНИЯ НАГИНАТОЙ В ЯПОНИИ:

ПЕРЕВОДЫ ВИДЕО, КНИГ

НАЧАЛО:

ЖЕНЫ САМУРАЕВ и ИХ РОЛЬ В БОЕВЫХ ИСКУССТАХ ЯПОНИИ
БУСИДО 武士道: ПУТЬ ДЛИНОЮ В ЖИЗНЬ13 апреля 2022
РОЛЬ ЖЕНЩИН САМУРАЕВ ВО ВРЕМЕНА ВОЙН И МИРА
БУСИДО 武士道: ПУТЬ ДЛИНОЮ В ЖИЗНЬ13 апреля 2022
ИСКУССТВО ВЛАДЕНИЯ НАГИНАТОЙ В ШКОЛЕ ТЭНДО-РЮ
БУСИДО 武士道: ПУТЬ ДЛИНОЮ В ЖИЗНЬ13 апреля 2022