Продолжаем делать обзоры ранее изданных книг о флоте, но только той, которую имею сам. Правда есть определенный парадокс: если я купил книгу, то она вроде как подходит под категорию "рекомендуемая к приобретению" и достойна стоять на вашей (моей) полке. Но это не совсем так. Иногда книги выполняют не только информационную, но и коллекционную функцию. Соответственно, есть книги, которые вроде как и интересны, но и без них можно обойтись, но она входит в какую то серию или коллекцию и вам хочется ее иметь.
Часто книги покупаешь из любопытства, некоторые - в надежде, что там может быть что-то новое (случай с тремя книгами про ЭМ типа "Новик" от Яузы/ЭКсмо - как раз тот случай), есть конечно и ошибки. Соответственно, в этих случаях можно и мимо пройти)). Но решать всегда вам... К тому же, как правило, в этой рубрике я представляю книги, которые куплены несколько лет назад, и в раздел "Новинки" они не попадают, так что "совершить ошибку" и купить такие книги не всегда легко - их просто может не быть в магазинах.
Предлагаю вам обратить внимание (если попадется на глаза) или возможно вспомнить "новую" (на нашем обзоре) книгу. На этот раз эта книга Санкт-петербургского издательств "Остров", достаточно известно и уважаемого мною издательства. Уже несколько лет издательство выпускает книги в серии "Библиотека Морского Собрания" - видимо отсылая нас к давним традициям русского флота. И вот еще одна книга, которая судя по названию посвящена флоту, а судя по содержанию - крупным историческим событиям на международной арене, в которых сыграл свою роль и флот, конечно, )). Выходные данные: - Гребенщикова, Г. Морское сражение под Наварином: причины и следствия/ Г. А. Гребенщикова -СПб.: ИЦ "Остров", 2017 год. - 488 с. Где приобретал книгу уже не помню, возможно в Питере, но возможно у Амирханова Л.И. По цене тоже не могу ничего сказать, думаю сейчас ее дешевле чем за 2000 не купить, (. Кстати, тираж достаточно большой для такой литературы - 3000 экз.
Название говорит само за себя о чем собственно эта книга, как впрочем и имя автора. Галина Александровна Гребенщикова хорошо известна у отечественных любителей военно-морской истории, ее книги всегда отличаются глубоким академизмом и научностью. Помню как впервые встретил ее книгу, и сколько было недоверия к женской фамилии: "Разве может женщина хорошо написать про парусный флот?" - такие были первые скептические мысли. Оказывается может, причем очень хорошо. С тех пор, стараюсь не пропускать книги этого автора. Интересно, что в среде писателей, которые пишут по истории флота нет единого мнений в оценки работ Гребенщиковой Г.А., и иногда можно встретить достаточно резкие взаимные обвинения в адрес и Г.А., и ее высказывания о работах других авторов. Но с точки зрения читателя это хорошо, ибо создает критическое отношение к историческим исследованиям, заставляя лучше работать с материалами и с выводами. Так что незащищая никого, просто могу сказать, что оценки могут быть разными.
Говоря о книге, ее можно охарактеризовать коротко - "научное исследование" со всеми вытекающими особенностями: три основные главы, заключение, приложение. Вообще наверное вполне "тянет" на диссертационное исследование - все достаточно глобально, "увесисто", аргументировано. Интересно, что главы не имеют более мелкого деления на подглавы или параграфы с собственными названиями, а главы большие - 120, 200 и 80 страниц. Некоторые книги издательства Эксмо/яуза имеют такой объем, а это глава книги. Вообще эта "книга" - настоящая "КНИГА", большое количество текста, действующих лиц, ссылок, цитат и документов. Так что осилит не каждый. Читать главы без внутреннего подразделения было бы тяжело, но автор все же отделяет логические блоки друг от друга "звездочками" (без названия), так что там хоть и стена текста, но небольшие места для передышки оставлены, )).
Кто возьмется за чтение этого научного труда должен быть готов к тому, что это будет не просто. Я уже отмечал - большое количество цитат, воспоминаний, выдержек из документов дают большой массив данных для внутреннего осмысления и понимания. Автор не старается все пояснять, хотя помощь безусловно есть, он представляет историческую картину событий, которую читатель уже для себя "визуализирует". Очень интересный ход, но не простой. Первое время читал с листком бумаги, делая пометки "кто", "чего" и "зачем".
Структура книги достаточно логичная. Все начинается с политической обстановки в Европе в 1815-1826 годах, то есть рассматривается достаточно большой временной "пласт", затем делается переход непосредственно к событиям пред Наварином и в ходе сражения, затем - рассмотрение последствий сражения. Вообще в книге очень много подробностей, которые касаются не сколько боевых действий, сколько конструкции и содержания парусных кораблей. Приведены схемы крепления парусов, нормы снабжения, варианты усовершенствование того или иного корабля. Причем эти данные касаются и русского флота, и иностранных кораблей. Если вспомнить, что диссертация Г.А.Гребенщиковой была посвящена строительству парусного флота в первой четверти XIX века, то такие подробности не удивительны - автор явно в теме!
Как можно понять фотографий в книге почти нет, время еще не наступило, но это не значит, что в книге нет иллюстраций, они есть, и довольно любопытные. Как можно было ошибочно думать это иллюстрации не только про "корабли". Большую часть иллюстрация составляют люди - военные и политические деятели, зарисовки местных "видов", наброски местности и конечно корабли. Много различных миниатюр, карт, схем, чертежей кораблей, портретов. Как видим, есть в книге и цветные вклейки достаточно хорошего качества- на них, как правило, известные картины полководцев, военноначальников, есть и две картины Наваринского боя. Правда по какой то причине автор (или издательство) решил, что лучше обойтись греческой картиной о данном событии, и поэтому цветных картин Айвазовского, который тоже писал на эту тему, в книге нет.
Вот как раз ниже картина о Наваринском бое из греческого музея. Вид конечно эпичен, но как-то все слишком неопределенно, хотя русский флаг все же присутствует на картине. Но будем справедливы, картины Айвазовского в черно-белом варианте в книге все же нашли место, как впрочем и картины других художников, в большинстве своем иностранных - что тоже хорошо для полноты картины. Мы в большинстве своём знаем о героических действиях линкора "Азов" по командованием Лазарева, но там были и другие "корабли-герои", которые тоже запечатлены на эпичных батальных картинах, например линкор "Азия". Вообщем, интересно.
Интересен и следующий факт. Большую часть материала составляют отчеты и воспоминания главных действующих лиц. В результате, сам автор как был делает связки между теми или иными событиями, стараясь не излагать их самому, современным языком, а предоставлять право говорить очевидцам в своих реляциях, докладах, приказах, письмах, воспоминаниях. С одной стороны это "красиво" и интересно, с другой - немного утомляет, и отвлекает, так как часто в этих документах имеется второстепенная информация, которая, конечно, важна для исторического исследования, но для обывателя - читателя бывает скучна.
В книге много оригинальных документов, причем не только в приложении, которое достаточно обширно (около 50 страниц), но и по тексту. Есть, например, "Проект церемониала освящения и поднятия на корабле "Азов" пожалованного 12-м флотскому экипажу Георгиевского флага и вымпела", или "Список кораблей, фрегатов и транспортов Черноморского флота, с показанием их состояния и числа войск, какое они поднять могут" за авторством А.С.Грейга и др.
Вообще, события первой трети XIX века не очень хорошо известны широким кругам нашего общества. А между тем, они могли бы хорошо проиллюстрировать и современные события, в части взаимоотношений России и Великобритании, или роли Турции как "допустимого минимального зла для европейцев" и так далее. По крайней мере, я увидел много аналогий, а отношение британских политиков и самого короля к победителю при Наварине адмиралу Кодрингтону иначе чем свинским не назовешь - но об этом надо читать.
Если говорить по оформлению - то формат 70х100/16 (больше чем А5, но меньше чем А4), эффектная обложка с запоминающимся красочным оформлением. Твердый крепкий солидный переплет - работать с книгой удобно. Четкая печать и хорошая белая бумага. Достаточно много схем, и все они "по делу", иллюстрируют события, поясняя замыслы сторон. Много портретов, рисунков, схем, литографий, в том числе иностранных авторов, причем и таких которые встречаются редко. Как уже говорилось - очень обширное приложение с разнообразными материалами: от списка награжденных за Наваринское сражение до "Записка о некоторых переменах, деланных против Штатного положения на корабле "Азов" или "Размеры парусов корабля "Александр Невский".
Как можно заметить по следующей иллюстрации - книга основывается на большом массиве информации и документов - 14 страниц занимает список источников и литературу. Из эти 14 страниц - 1 страница с иностранными источниками, 5 страниц с перечислением фондов и архивов, материалы которых были использованы. Впечатляет! Еще один атрибут добротного научного исследования. Вообщем книга не простая, читается не быстро, но она того стоит. Кто привык к легкому чтиву - не осилите, поищите что-то попроще. Как то так.
Итак, заканчиваю. Если у читателей канала есть вопросы по книге - готов ответить. Если есть вопросы по другим, конкретным изданиям на военно-морскую тему, и вас интересует мое мнение - высказывайте пожелания какую книгу из ранее изданных вы хотите обсудить, я подготовлю обзор. Спасибо!
Итоговый вывод: Рекомендую к приобретению, если вы стремитесь подробно познакомиться с событиями нашей истории в XIX веке. Но могу предупредить - эта книга больше про политику, где корабли - это инструмент, а не самоцель.
Если понравилось - ставьте лайки, подписывайтесь, делитесь комментариями, кто желает - может поддержать проект: