В предыдущей части Владимир Ленин и его телохранитель Эйно Рахья сели в трамвай №20. Именно этот эпизод показан в фильме «Ленин в Октябре», когда замаскированный революционер начал приставать к вагоновожатой с дурацкими вопросами.
Трамвайный маршрут Ленина пролегал четко по Лесному проспекту, вы можете проехать по нему даже сегодня. Кстати, само название «Лесной» за ним закрепилось в годы Первой мировой войны, т.к. до кровавых событий эта улица состояла из двух частей: Межевой улицы и Нюстадтской улицы. Как же эта улица выглядит сегодня?
Часть улицы оформлялась уже в 1930-е годы. Заводские рабочие и интеллигенция Выборгоской стороны получали более комфортное жилье, а главным стилем стал конструктивизм.
Кстати, на «Доме специалистов» (Лесной пр., 61) сохранилась одна из блокадных табличек:
В районе Лесного проспекта «советской застройки» располагались здания Конструкторского бюро специального машиностроения. Оно разрабатывало оборудование для артиллерии, а затем и для ракетно-космических задач. Эти здания тоже были выполнены в схожем стиле, имели архитектурную ценность и уникальность, но были снесены жадными торгашами в 2020 году. Зачем России ракетно-космические разработки, когда кругом не хватает жилья?
От КБ остался только советский небоскреб 1975 года, где сейчас расположена компания «BCC».
Продвигаемся дальше - к изгибу Лесного проспекта, который ныряет под железнодорожным мостом и выныривает прямо перед бассейном!
Здесь по правую руку, когда едете на трамвае, будет территория Военного института физической культуры. Частью он занимает бывшие казармы лейб-гвардии Московского полка, но отсюда их не увидишь.
Проносимся дальше. Мимо станции метро «Выборгская» и других жилых массивов. По левую руку ничего интересного, т.к. там находится железная дорога.
Архитектурные решения на Лесном проспекте четко делятся Нейшлотским переулком - он как пограничная застава между дореволюционной и советской застройкой.
Примечательным здесь является доходный дом Эммануила Нобеля - нефтяного короля дореволюционной России.
Дальше мы видим современный храм у пожарной части №11. Изначально здесь была просто скромная часовня в честь погибших бойцов, которые 23 февраля 1991 года отдали свои жизни в битве с пожаром гостиницы «Ленинград».
Тушение было очень тяжелым из-за ветра с Невы и особенностей здания. При трагических обстоятельствах погибло 9 пожарных. С тех пор 23 февраля - это день памяти всех огнеборцев, кто погиб при исполнении служебного долга.
Дальше справа нас встречает огромная площадь - спортивная зона завода «Красная заря», где жемчужиной является обезглавленная церковь. Мало кто догадывается, что это здание вообще было церковью и было освящено в честь Ионна Предтечи, которому в свою очередь также отсекли голову.
Трамвайчик с революционерами проезжает мимо владений завода Эрикссона («Красная Заря»). Впереди небольшая передышка перед землями военных учебных заведений.
Дальше Лесной проспект соединяется с Нижегородской улицей, которая сегодня носит имя «Академика Лебедева».
Путь Ленина и Рахья по рельсам заканчивается Боткинской улицей. Трамвай поворачивал в сторону Финляндского вокзала, где было кольцо. Интересно, что именно на Финляндский вокзал Владимир Ильич приехал в апреле 1917. За спиной была 9-летняя эмиграция.
Еще интереснее, что следующая улица на пути носила название «Симбирской», т.е. именовалась родным городом Володи Ульянова.
Впереди Эйно Рахья и Владимира Ленина ожидали почти 4 волнительных километра пешего пути. Причем первые 500 метров пролегали между двумя академиями: Военно-медицинской и Михайловской артиллеристской.
Даже по такому беглому описанию становится ясно, что Лесной проспект - это одна из артерий промышленного Петербурга. Здесь была рабочая окраина, много жилых домов примыкающих к заводам - все это создавало особую среду обитания, которая вошла в историю как «Выборгская сторона». Сахарный завод, Механический завод Нобеля, телефонный завод Эрикссона («Красная Заря»), Сампсоиневская мануфактура - все это оплот рабочих, которые придерживались революционных взглядов. Тут же через улицу военные госпитали, училища и академии, где воспитывались стражники консерватизма - офицеры.
Весь этот политический винегрет остается позади. А впереди Литейный мост и новая страница истории...