Найти тему
Обводный

Путь Ильича. Часть 2. Лесной проспект.

В предыдущей части Владимир Ленин и его телохранитель Эйно Рахья сели в трамвай №20. Именно этот эпизод показан в фильме «Ленин в Октябре», когда замаскированный революционер начал приставать к вагоновожатой с дурацкими вопросами.

«Ленин в Октябре» (1937, «Мосфильм»)
«Ленин в Октябре» (1937, «Мосфильм»)

Трамвайный маршрут Ленина пролегал четко по Лесному проспекту, вы можете проехать по нему даже сегодня. Кстати, само название «Лесной» за ним закрепилось в годы Первой мировой войны, т.к. до кровавых событий эта улица состояла из двух частей: Межевой улицы и Нюстадтской улицы. Как же эта улица выглядит сегодня?

Начало пути по Лесному проспекту - слева трамвайные пути. Раньше тут была рабочая окраина, что видно по дореволюционным четырехэтажкам.
Начало пути по Лесному проспекту - слева трамвайные пути. Раньше тут была рабочая окраина, что видно по дореволюционным четырехэтажкам.

Часть улицы оформлялась уже в 1930-е годы. Заводские рабочие и интеллигенция Выборгоской стороны получали более комфортное жилье, а главным стилем стал конструктивизм.

Кстати, на «Доме специалистов» (Лесной пр., 61) сохранилась одна из блокадных табличек:

-5
Довоенная пятиэтажка - часть Батенинского жилмассива.
Довоенная пятиэтажка - часть Батенинского жилмассива.

В районе Лесного проспекта «советской застройки» располагались здания Конструкторского бюро специального машиностроения. Оно разрабатывало оборудование для артиллерии, а затем и для ракетно-космических задач. Эти здания тоже были выполнены в схожем стиле, имели архитектурную ценность и уникальность, но были снесены жадными торгашами в 2020 году. Зачем России ракетно-космические разработки, когда кругом не хватает жилья?
От КБ остался только советский небоскреб 1975 года, где сейчас расположена компания «BCC».

Лесной пр., 64. Конструкторское бюро специального машиностроения.
Лесной пр., 64. Конструкторское бюро специального машиностроения.

Продвигаемся дальше - к изгибу Лесного проспекта, который ныряет под железнодорожным мостом и выныривает прямо перед бассейном!

Здесь по правую руку, когда едете на трамвае, будет территория Военного института физической культуры. Частью он занимает бывшие казармы лейб-гвардии Московского полка, но отсюда их не увидишь.

Проносимся дальше. Мимо станции метро «Выборгская» и других жилых массивов. По левую руку ничего интересного, т.к. там находится железная дорога.

Архитектурные решения на Лесном проспекте четко делятся Нейшлотским переулком - он как пограничная застава между дореволюционной и советской застройкой.

Примечательным здесь является доходный дом Эммануила Нобеля - нефтяного короля дореволюционной России.

Дальше мы видим современный храм у пожарной части №11. Изначально здесь была просто скромная часовня в честь погибших бойцов, которые 23 февраля 1991 года отдали свои жизни в битве с пожаром гостиницы «Ленинград».

Церковь иконы Божией Матери "Неопалимая Купина" (2003). Построена в стиле коттеджей конца 1990-х - начала 2000-х годов.
Церковь иконы Божией Матери "Неопалимая Купина" (2003). Построена в стиле коттеджей конца 1990-х - начала 2000-х годов.

Тушение было очень тяжелым из-за ветра с Невы и особенностей здания. При трагических обстоятельствах погибло 9 пожарных. С тех пор 23 февраля - это день памяти всех огнеборцев, кто погиб при исполнении служебного долга.

Дальше справа нас встречает огромная площадь - спортивная зона завода «Красная заря», где жемчужиной является обезглавленная церковь. Мало кто догадывается, что это здание вообще было церковью и было освящено в честь Ионна Предтечи, которому в свою очередь также отсекли голову.

Трамвайчик с революционерами проезжает мимо владений завода Эрикссона («Красная Заря»). Впереди небольшая передышка перед землями военных учебных заведений.

Перспектива Лесного проспекта в сторону Невы.
Перспектива Лесного проспекта в сторону Невы.

Дальше Лесной проспект соединяется с Нижегородской улицей, которая сегодня носит имя «Академика Лебедева».

Начало Лесного проспекта - дом 1. Неподалеку здесь учатся будущие артиллеристы и военные врачи, поэтому в округе много людей в военной форме.
Начало Лесного проспекта - дом 1. Неподалеку здесь учатся будущие артиллеристы и военные врачи, поэтому в округе много людей в военной форме.

Путь Ленина и Рахья по рельсам заканчивается Боткинской улицей. Трамвай поворачивал в сторону Финляндского вокзала, где было кольцо. Интересно, что именно на Финляндский вокзал Владимир Ильич приехал в апреле 1917. За спиной была 9-летняя эмиграция.

Перекресток Боткинской улицы и улицы Академика Лебедева. Тут Ленин и Рахья вышли из трамвая.
Перекресток Боткинской улицы и улицы Академика Лебедева. Тут Ленин и Рахья вышли из трамвая.

Еще интереснее, что следующая улица на пути носила название «Симбирской», т.е. именовалась родным городом Володи Ульянова.

Симбирская улица. Ныне улица Комсомола. Впереди видна труба бывшего следственного изолятора №1 - «Кресты».
Симбирская улица. Ныне улица Комсомола. Впереди видна труба бывшего следственного изолятора №1 - «Кресты».

Впереди Эйно Рахья и Владимира Ленина ожидали почти 4 волнительных километра пешего пути. Причем первые 500 метров пролегали между двумя академиями: Военно-медицинской и Михайловской артиллеристской.

Даже по такому беглому описанию становится ясно, что Лесной проспект - это одна из артерий промышленного Петербурга. Здесь была рабочая окраина, много жилых домов примыкающих к заводам - все это создавало особую среду обитания, которая вошла в историю как «Выборгская сторона». Сахарный завод, Механический завод Нобеля, телефонный завод Эрикссона («Красная Заря»), Сампсоиневская мануфактура - все это оплот рабочих, которые придерживались революционных взглядов. Тут же через улицу военные госпитали, училища и академии, где воспитывались стражники консерватизма - офицеры.

Весь этот политический винегрет остается позади. А впереди Литейный мост и новая страница истории...

-18

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц