Найти тему
Ксюшины Сочінѣнія

"Но уж прежней славы с нами нет..." Златое слово Святослава

Оглавление
Святосла́в О́льгович (1106 — 15 февраля 1164). Батюшка Игоря. Полагаю, он сидит на крыше...
Святосла́в О́льгович (1106 — 15 февраля 1164). Батюшка Игоря. Полагаю, он сидит на крыше...

Златое слово князя Святослава (из рода О́льговичей) композиционно занимает одно из главных мест в поэтическом эпосе "Слово о полку Игореве". Своеобразным княжеским монологом объясняются:

  • опрометчивость поступка сына
  • прослеживается история князей из рода Ольговичей, заработавших великую славу во время боёв за Русскую землю
  • анализируется поведение каждого князя в зависимости от военной ситуации, в которую он попадал
  • критически осмысливается великое поражение Игоря
  • главный посыл монолога - победить через объединение сил княжеских

Примечание. Композиция слова держится не на сюжете, а на смыслах. Это отдельный разговор.

После падения от половецкой орды пятитысячной армии Игоря Святославича его отцу, Святославу Ольговичу, снится вещий сон.

1. Реконструированный отрывок сна на древнерусском языке:

А Святославъ мутьнъ сънъ видѣ. «Въ Кыевѣ на горахъ си ночь съ вечера одѣвахуть мя – рече – чьрною паполомою на кровати тисовѣ. Чьрпахуть ми синее вино съ трудъмь съмѣшено. Сыпахуть ми тъщими тулы поганыхъ Тълковинъ великыи жьньчюгъ на лоно. И нѣгують мя: уже дъскы бес кънѣса въ моемь теремѣ златовьрсѣмь. Вьсю нощь съ вечера бусови врани възграяху. У Плѣсньска на болони бѣшя дьбрьскы сани, и несошя ѣ къ синему морю.»

2. Перевод Д.С. Лихачёва:

А Святослав смутный сон видел в Киеве на горах. «Этой ночью с вечера одевали меня, – говорит, – чёрным покрывалом на кровати тисовой; черпали мне синее вино, с горем смешанное; сыпали мне из пустых колчанов поганых иноземцев крупный жемчуг на грудь и нежили меня. Уже доски без князька в моем тереме златоверхом. Всю ночь с вечера серые вороны граяли у Плесеньска, в предградье стоял лес Кияни, и понесли меня вороны к синему морю».

3. Знаменитый поэтический перевод Н. А. Заболоцкого:

В Киеве далеком, на горах, Смутный сон приснился Святославу, И объял его великий страх, И собрал бояр он по уставу. «С вечера до нынешнего дня, – Молвил князь, поникнув головою, – На кровати тисовой меня Покрывали черной пеленою. Черпали мне синее вино, Горькое отравленное зелье, Сыпали жемчуг на полотно Из колчанов вражьего изделья. Златоверхий терем мой стоял Без конька и, предвещая горе, Серый ворон в Плесенске (Плѣсньскъ - древнерусский город, территориально располагался в Львовской области современной Укр. ) кричал и летел, шумя, на сине-море».

Сон предвестил отцу великое поражение сына.

Лёжа на тисовой кровати (подобно мертвецу) Святослава покрыли чёрной пеленой (можно читать - саван), посыпали жемчугом из вражеских изделий (символом слёз) и поили отравленным вином. Вот, собственно, и всё то, что в метафоре сказано отцу во сне (может быть, Всевышним).

Поняв, какую непростительную ошибку совершил Игорь, отец Святослав сказал речь - златое слово перед приближёнными.

И́горь Святосла́вич (2 апреля 1151 — весна 1201). Сынок.
И́горь Святосла́вич (2 апреля 1151 — весна 1201). Сынок.

Златое слово по пунктам (по переводу Н.А. Заболоцкого):

1. И тогда великий Святослав изронил свое златое слово, Со слезами смешано, сказав: — О сыны, не ждал я зла такого! Загубили юность вы свою, На врага не во-время напали, Не с великой честию в бою Вражью кровь на землю проливали.

Итак, отец осознаёт, что сын напал сам (не отбивался, не оборонялся). Но главное то, как и когда он напал - это уже знаем мы, читатели, и знал это безымянный автор:

На рассвете, в пятницу, в туманах, Стрелами по полю полетев, Смяло войско половцев поганых И умчало половецких дев. Захватили золота без счёта, Груду аксамитов и шелков, Вымостили топкие болота Япанчами красными врагов. А червлёный стяг с хоругвью белой, Челку и копьё из серебра Взял в награду Святославич смелый, Не желая прочего добра.

Нападение Игоря было подобно нападению половецких воинов: неожиданно, грязно, быстро. Они сбежали с награбленным добром! О какой боевой славе идёт речь? Конечно же, отец понимает, что такое поведение - позор на его седую голову. Сын просто разворовал дары и умчал дев. Чем он не предводитель половецкого племени, дикого и безрассудного?

Святослав осознаёт этот великий позор, и речь его наполнена слезами стыда. Слезами мудрого отца за опрометчивость поступка сына. А Игорь хотел одного - славы земной, но по гордыне. Гордыня в Игоре бъёт ключом, не отпускает его ум слава дедов, но ведь те были оборонительной стороной в бою (зачастую) или шли с другой идеей воевать, а не грабить аксамиты и шелка.

Аксамитовое полотно. Неужели у Игоря, князя Новгород-Северского и Черниговского, не было подобного? Сомневаюсь.
Аксамитовое полотно. Неужели у Игоря, князя Новгород-Северского и Черниговского, не было подобного? Сомневаюсь.

2. Где мой брат, мой грозный Ярослав, Где его черниговские слуги,

Где татраны, жители дубрав, Топчаки, ольберы и ревуги? А ведь было время — без щитов, Выхватив ножи из голенища, Шли они на полчища врагов, Чтоб отмстить за наши пепелища. Вот где славы прадедовской гром!

Далее начинаются призывы братьев и родственников по княжеским фамилиям. Упоминаются они в большом количестве.

Оле́г Святосла́вич («Гориславич») умер в 1115 году.
Оле́г Святосла́вич («Гориславич») умер в 1115 году.

Род идёт от Олега "Гориславича" - отца рода.

Его сын Все́волод О́льгович (ок. 1094 — 1 августа 1146) породил двух сыновей: Святослава Всеволодовича (тот, который молвит злато слово и правит Киевом на тот момент 1185 года) и брата Яросл́ава Вс́еволодовича (1139/40—1198/1199). О нём Святослав и говорит "Где мой брат, мой грозный Ярослав...".

  • Моё. Род Ольговичей был обширен, очень обширен, плодовитые были князья, чего уж, дышали свежим воздухом, в бою закаляли характер и плоть. Плодились и размножались.

3. Мало толку в силе молодецкой. Время, что ли, двинулось назад?

Оказывается, если смотреть на время с точки зрения отрывка между созданием мира и его падением (концом света), то веретено времени - это выпадение из вечности. Но тут какА мысль глубокА - движение времени назад. Каждый найдёт в этой строке своё.

4. И Владимир в ранах, чуть живой, — Горе князю в сече боевой!

Здесь о брате родном - Влади́мире Святосла́виче (1142 — 1201), князе Новгородском.

Владимир Святославич лежит на смертном одре, рядом плач женщины.
Владимир Святославич лежит на смертном одре, рядом плач женщины.

5. Князь великий Всеволод! Доколе муки нам великие терпеть?

Не тебе ль на суздальском престоле о престоле отчем порадеть?...

Если б ты привёл на помощь рати, Чтоб врага не выпустить из рук, —

Продавали б девок по ногате, а рабов — по резани на круг.

Всеволод Святославич Чёрмный
Всеволод Святославич Чёрмный

Святослав речёт о брате своём, Всеволоде Святославиче Чёрмном (1212), который был князем стародубским, князем черниговским, Великим князем Киевским.

Брат просит военной помощи у брата, ясно дело.

* Кстати, ногата и резана - денежные единицы в Древней Руси.

6. В конце обращений к князьям-братьям автором используется повтор (вроде, это называется рефреном): За Русскую землю, за Игоревы раны — Удалого сына Святославича!

Думаю, это, конечно же, ритм стихосложения, а потом и что-то отдаёт здесь неким молитвенным смыслом.

7. Ярослав, князь галицкий! Твой град высоко стоит под облаками.

Оседлал вершины ты Карпат и подпёр железными полками.

Снова обращение к брату Ярославу Всеволодовичу (князю черниговскому), как и в самом начале. Посмотрите на географию отрывка... Столько уже городов вспомнилось Святославу по княжению его братьев, а теперь даже пошли горы. КАРПАТЫ.

Пусть в нашей статье будут такие Карпаты
Пусть в нашей статье будут такие Карпаты

8. Вы, князья Мстислав и буй-Роман! Мчит ваш ум на подвиг мысль живая. И несётесь вы на вражий стан, Соколом ширяясь сквозь туман, Птицу в буйстве одолеть желая. Вся в железе княжеская грудь, Золотом шелом латинский блещет, И повсюду, где лежит ваш путь, Вся земля от тяжести трепещет. Хинову вы били и Литву...

Продолжение великой географии Слова.

Хинов - чешский город. Первое письменное упоминание о Хинове встречается в «Чешской хронике» Козьмы Пражского, датировка информации - 981 год.

Современный Хинов.
Современный Хинов.

9. Но уж прежней славы больше с нами нет. Уж не светит Игорю солнца ясный свет. Не ко благу дерево листья уронило: Поганое войско грады поделило. По Суле, по Роси счёту нет врагу. Не воскреснуть Игореву храброму полку! Дон зовёт нас, княже, кличет нас с тобой! Ольговичи храбрые одни вступили в бой.

Собственно, что-то подобное кульминации. Войска сына нет, сын в плену, и прежней великой боевой благостной славы, добытой в обороне, нет. Страсти обуяли Игоря и невежество ума, можно и так сказать.

10. Ярослав и правнуки Всеслава! Преклоните стяги! Бросьте меч!

Вы из древней выскочили славы, Коль решили честью пренебречь.

Это вы раздорами и смутой к нам на Русь поганых завели, и с тех пор житья нам нет от лютой Половецкой проклятой земли!

А вот и вся соль! Абсолютное понимание того, что из-за раздробленности и отсутствия объединения на страну нападают кочевые племена!

Автор "Слова", хочется верить мне, был очень образованным человеком, не исключаю здесь знание иностранных языков. Потому что такой широчайший для средневекового сознания кругозор, анализ исторических явлений, поступков князей, знание географии не только Руси, но и заграницы, свидетельствует о великой образованности автора.

Средневековое сознание человека - отдельный разговор.

Вывод.

Златым словом Святослава автор "Слова" выразил величайшую поэтическую скорбь не столько о поступке опрометчивого князя, сколько о непонимании князей его времени о роли объединения сил. Но его ещё долго не слышали... Лет 300. До победы над монголо-татарским игом.

#древнерусская литература

#слово о полку игореве

#история древней руси

#князь игорь

#литература в школе

#школьная программа

#историяроссии

#средневековье

#средневековая русь