Мерет Оппенгейм (Meret Oppenheim) родилась в Берлине в семье любителей искусства, а во взрослом возрасте стала известной персоной в области визуального искусства ХХ века.
Неповторимая, оригинальная и провокативная художница прошлого века и по сей день оказывает влияние на современное искусство и умы ценителей и исследователей различного творчества. Художественные объекты Мерет Оппенгейм это не о красоте и эстетике, это о поэтике, дерзости, юморе и оригинальном подходе к простым вещам. Художница не стала символом эпохи, её отражением, но она выделяется среди творцов прошлого, настоящего и будущего.
В своем искусстве она настолько уникальна, что исследователи до сих пор пытаются разобраться как оценивать, критиковать и изучать её творчество. Мерет Оппенгейм создавала скульптурные объекты, коллажи, картины, изображала на них неповторимые образы подобные человеческим, создавала иллюстрации птиц, змей, изображала предметы домашнего обихода, одежды. И во всех этих работах художница использовала различные материалы: от пластика до меха, от стекла до металла.
В качестве яркого примера можно рассмотреть работу «Маска с вытянутым языком». Она состоит из сетки и проволоки в качестве лица, пластиковых полусфер в качестве глаз и носа, а дополняет эту работу язык, выполненный из бархата со словом «Bah», написанном на розовом бархатном языке.
Можно рассмотреть и работу «Дальняя родственница» (Eine entfernte Verwandte). Уникальность этой работы заключается не в изображении подробного образа родственницы, а в ассоциации художника, а в последствии и в ассоциации зрителя. Исходя из своего жизненного опыта, детских и взрослых воспоминаний человек увидит в произведении тот самый образ малознакомой женщины, которая внезапно появлялась в доме и рассказывала о том, как помнит тебя еще совсем-совсем маленьким.
В знаменитой работе «Моя гувернантка» (My Nurse Maid) Мерет Оппенгейм раскрывает и опровергает стереотипы о роли женщины в обществе. Этот объект можно воспринимать совершенно по-разному. В паре белых туфель, связанных между собой и украшенных оборками, можно увидеть некоторую эротику или же можно рассмотреть в объекте головной убор гувернантки. Эта работа показывает, что в мире, где доминируют мужчины, женщину представляют желанным объектом, но при этом она имеет свои гражданские права.
Ещё одна работа Оппенгейм, которая отображается первой при соответствующем запросе в интернете, это фарфоровые чашки, покрытые мехом. На первый взгляд, работа кажется полным абсурдом, но если задуматься, то открывается совершенно новый смысл. Какие ощущения возникают при виде пушистой чашки? Наверное, взять в рот что-то из меха очень неприятно, безвкусно и даже отвратительно. Именно так Мерет Оппенгейм и представляет бесполезные разговоры за чашкой чая в каком-нибудь парижском салоне.
Художница никогда не стремилась подражать коллегам и соответствовать веяниям эпохи. Её главным ориентиром всегда были личные внутренние переживания, креативные мысли, необычные эксперименты, новые идеи, новые уникальные разнообразные формы воплощения мысли в визуальный объект. Несмотря на то, что её работы весьма многообразны, всё-таки у неё присутствуют ключевые темы: мужское и женское, человек и общество, природа и культура, сновидение и реальность, жизнь и смерть.
Уникальность работ Мерет Оппенгейм заключается именно в этом неординарном подходе, фонтанировании идей и их необычном воплощении.
Автор: Мария Табунова
А как вы считаете уникально ли искусство этой художницы?