Как санкции влияют на рынок труда, что будет с вакансиями, каковы настроения работодателей и соискателей и что будет происходить с зарплатами — прогнозы дает Наталья Данина (HeadHunter)
С момента отсчета сверхновой реальности прошло не так много времени. Кроме того, активный период турбулентности совпал с гендерными праздниками, а это традиционное время отпусков и всеобщего затишья, поэтому за последние недели февраля и первую неделю марта аналитики не наблюдали особых «всплесков» на рынке труда.
К середине марта уже стали заметны первые значимые изменения, однако судить по ним о глобальных тенденциях нельзя — ситуация развивается по непредсказуемому сценарию. Выводы, которые сделаны в рамках исследования, опираются на данные, собранные за слишком короткий для полноценного анализа период, поэтому речь пойдет скорее о высокоуровневых трендах. Традиционно все будет зависеть от дальнейшего развития событий.
Что происходит на рынке труда в целом
На протяжении всего 2021 года эксперты наблюдали жесточайший дисбаланс на рынке труда, который в 2022 году должен был только усилиться. Но с 24 февраля наметился спад активности работодателей. Начиная с этого момента динамика вакансий значительно замедлилась, однако предложения о работе не исчезли.
С другой стороны, если вакансии демонстрируют явный тренд на снижение, то число открытых или обновленных резюме на hh.ru плавно растет. Помимо цифр есть и свежие комментарии от компаний, которые тоже замечают приток соискателей на рынок. Правда, как показывает практика, большая часть кандидатов таким образом пытается просто мониторить ситуацию и не спешит менять текущую работу. Более того, тренд на увеличение числа соискателей полностью соответствуют обычному сезонному росту. То есть пока говорить о наплыве кандидатов на рынок не приходится.
Если сравнивать текущую динамику с той, что наблюдалась в другие кризисные годы (в 1998, 2008, 2014 и 2020 годах), то аналитики пока не видят лавинообразного роста числа резюме. И это ключевое отличие от предыдущих кризисных лет.
Уровень конкуренции
По соотношению резюме и вакансий — hh.индексу — можно судить об уровне конкуренции на рынке труда. За последние несколько лет с напряженностью скорее сталкивались работодатели, нежели кандидаты. На протяжении первой половины 2021 года конкуренция среди соискателей практически во всех профессиональных сферах плавно снижалась и к середине года остановилась на уровне 3,8 резюме на вакансию, хотя нормой на рынке труда считается показатель 5−6 активных резюме на одно предложение о работе. Разумеется, напряженность была выше или ниже в зависимости от региональной или профессиональной специфики, но общая ситуация такова — компании конкурировали за одних и тех же людей на рынке труда.
После 24 февраля 2022 года привычная для многих работодателей картина начала меняться: уровень hh.индекса вырос до 5,3 резюме на вакансию.
Важно отметить, что подъем связан не с увеличением количества резюме, а с уменьшением числа вакансий.
Наиболее ощутимо изменилось соотношение резюме и предложений о работе с 14 февраля по 20 марта в сферах «Юристы», «Страхование», «Административный персонал» и «Начало карьеры, студенты». Представители этих профессиональных групп больше, чем другие, могли почувствовать на себе трудности с поиском работы в моменте. У работодателей, сфокусированных на подборе специалистов данных профилей, появилась возможность выбрать для себя максимально релевантных кандидатов.
По-разному сейчас выглядит и ситуация в регионах. Сильнее всего конкуренция за рабочие места выросла в Москве и Московской области (прирост +2,1 пункта: с 4,4 до 6,5 резюме на вакансию), Санкт-Петербурге и Ленобласти (+1,9 пункта: с 4,4 до 6,3 резюме на вакансию), а также в Северо-Кавказском федеральном округе (+1,7 пункта: с 5,4 до 7,1). В других федеральных округах уровень hh.индекса прибавил от 0,8 до 1,3 пункта.
Другими словами, по аналитике hh.ru уже заметны изменения по всем значимым профессиональным сферам во всех регионах, но драматичными их пока назвать нельзя.
Динамика вакансий
В регионах. Пока кризис сильнее всего ударил по столичным городам. За неделю с 14 по 20 марта в Москве и области количество активных вакансий снизилось на 10,5%, если сравнивать с неделей с 7 по 13 марта 2022 года. В Санкт-Петербурге и Ленинградской области активность работодателей упала на 9,7%. Можно предположить, что фокус постепенно сместится с запада на восток — ситуация в Уральском, Сибирском и Дальневосточном федеральных округах будет ощущаться менее напряженно либо достаточно быстро налаживаться.
В профессиональных сферах. Многих сейчас интересует судьба ИТ-специалистов, производственного и рабочего персонала. Число вакансий в этих профессиональных сферах тоже сократилось, если сравнивать с цифрами за неделю с 7 по 13 марта 2022 года: в сфере «Информационные технологии» — на 10%, в «Производстве» и «Рабочем персонале» — на 7−8%.
Госслужба — это единственная профессиональная группа, в которой наблюдался значимый прирост вакансий, если сравнивать с показателями в феврале. Это обусловлено, с одной стороны, высокой потребностью госструктур и тех, кто с ними связан, в квалифицированных специалистах, которых сейчас очевидно можно быстрее и проще привлечь, а с другой — интересом самих соискателей к стабильной работе в нестабильное время. Однако за неделю c 14 по 20 марта в сравнении с неделей с 7 по 13 марта и в этой сфере число вакансий уменьшилось на 8%.
В меньшей степени турбулентность на рынке труда сейчас затронула представителей сферы безопасности, медицины и фармацевтики — в этих областях количество предложений о работе уменьшилось в среднем на 3%.
Куда острее ситуация с вакансиями в сферах «Страхование» (−17%), «Управление персоналом» (−16%), «Искусство, массмедиа» (−16%), «Маркетинг, реклама, PR» (−15%).
Иностранные компании. Отдельно стоит упомянуть и о реальном положении дел с рабочими местами в иностранных компаниях на российском рынке. Одним из главных информационных поводов последних недель стали заявления, перефразированные СМИ, о массовом уходе иностранных компаний с рынка России. На данный момент практически никто из иностранного бизнеса не покинул страну, пока речь идет лишь о приостановке деятельности. Это связано и с влиянием головных офисов этих компаний, и с изменением логистических цепочек, многие не понимают, что делать с финансовыми потоками. Абсолютное большинство компаний пока взяли паузу, чтобы сориентироваться в сверхновой реальности.
Ситуация, обрисованная в СМИ, зачастую далека от реальности, как и масштабы бедствий на данном этапе для российского рынка труда. В иностранных компаниях в целом заняты около 200 тыс. человек. Соответственно, количество людей, работающих в этом сегменте, не столь велико в рамках 70-миллионного рынка труда России (менее 1%). На данный момент утверждать, что сейчас на рынок выйдет огромное количество соискателей, преждевременно. Учитывая ситуацию, с которой мы вошли в 2022 год, имеется в виду гигантский разрыв между спросом и предложением, который было непонятно, как устранять, гипотеза такова: если иностранные компании начнут расставаться с сотрудниками, то эти кандидаты так или иначе будут инкорпорированы в текущий рынок труда для устранения дисбаланса. И про настоящую реакцию компаний сейчас объективно рано говорить.
Динамика резюме
В целом поведение соискателей вполне соответствует трендам, заданным в 2020 и 2021 годах. Наиболее показательным может быть сравнение с 2014–2015 годами, когда одномоментно высвободились большое количество кандидатов, и это сразу отразилось в аналитике. Сейчас фокус работодателей все-таки направлен на удержание людей, которых было так непросто находить и привлекать в последние годы.
По регионам. Как и в случае с вакансиями, заметнее всего изменения, произошедшие на рынке труда Москвы, Санкт-Петербурга и прилегающих к ним областей. За неделю количество резюме выросло на 0,9 и 0,3% соответственно, если взять за точку отсчета неделю 7–13 марта. В этих регионах обстановка может быть более турбулентной. Хотя в целом по России прирост оказался на уровне −0,1%. Более существенное снижение числа резюме зафиксировано в Северо-Западном федеральном округе без учета Петербурга и Ленобласти (−1,5%).