В 1212 г. история крестоносного движения (которая уже насчитывала аж четыре "официальных" похода на Восток, один поход норвежцев туда же, поход против катаров и поход в Прибалтику ) пополнилась одним из своих самых безумных и бессмысленных эпизодов. К этому моменту Иерусалим уже снова был захвачен мусульманами (каким образом это произошло, сир Джон уже рассказывал). Две попытки его отбить закончились провалами разной степени тяжести. И вот тут началась реакция не просто самых низов общества, а еще и самой молодой его части.
Сразу следует уточнить, что то, что называют Детским крестовым походом по факту является двумя очень похожими, но независимыми экспедициями, произошедшими в одно время. Также, надо сказать, что участвовали в походе не только дети, но также и подростки и юноши. И примкнувшие к ним монахи. И еще всякое подозрительное отребье (пусть и не в таком количестве как во времена Крестового похода нищих).
Началось все, как водится, с видений. Некий двенадцатилетний пастушок Стефан из Франции внезапно обрадовал родителей сообщением, что ему явился Христос и велел собирать новый поход в Святую Землю. И что в поход этот должны идти не рыцари, да наемники, а такие же малые дети. Дескать, все преграды сами падут перед одной только силой чистоты детских душ и любви к ним бога. И не нужно им ни оружия, ни требушетов, ни плана похода. Можно лишь гадать, какой была реакция отца семейства, но Стефан особо раздумывать не стал, да и сбежал из дома.
Первой остановкой на его пути стало аббатство Сен-Дени недалеко от столицы - главный монастырь Франции и усыпальница королей еще со времен Хлодвига (ум. в 511 г.). В Сен-Дени стекалось огромное количество паломников всех возрастов, которые охотно слушали проповеди юного "святого". Постепенно молва о сборе ополчения распространялась и число стефановых приверженцев становилось все большим. Если и находились люди, способные трезво мыслить, то их никто не слушал. Из Сен-Дени "крестоносцы" отправились в Вандом, а оттуда в Париж.
Источники по-разному оценивают общее количество участников этой трагикомедии (кто-то говорит о двадцати тыщах, а кое-кто - аж о пятидесяти), но в любом случае ясно, что собралось их слишком много, чтобы такую орду можно было проигнорировать. Трудно сказать, чего малолетние пилигримы ожидали от короля Филиппа II, но тот, будучи человеком неглупым, потребовал немедленно расходиться по домам. Однако разгонять их насильно монарх не стал, опасаясь, что это приведет к мятежу в столице, который еще придется подавлять. Поэтому наплевавшие на королевский указ и голос разума детишки (и прибившиеся взрослые) выдвинулись в сторону Марселя (который, как известно, находится на берегу моря).
По пути выяснилось, что Стефан уже совсем обалдел от своей святости и начал всех убеждать, что море расступится перед процессией аки перед бегущими из Египта евреями. Но море почему-то расступаться не захотело. Крестоносцы не отчаялись и помолились. Не помогло. Они еще помолились. Опять не помогло. И в третий раз помолились, и в четвертый, и в пятый... И так день за днем. "Войско" тем временем стремительно таяло: кто-то плюнул и ушел домой, кто-то попытался добыть пропитание небогоугодным грабежом и погиб (ну, раз погиб, значит небогоугодный был грабеж). В конце концов, когда от всего сборища осталось около пяти тысяч человек, два купца услышали их молитвы и сами предложили перевезти горе-крестоносцев в Палестину на семи кораблях...
Восемнадцать лет спустя в Марселе объявился монах, который утверждал, что сопровождал то безумное предприятие. С его слов выходило, что два корабля разбились в пути, а уцелевшие уже ждали по ту сторону моря - "сердобольные" купцы состояли в сговоре с Алжирскими работорговцами, которые отвалили за "святое воинство" крупную сумму. Так это или нет, говорил ли монах правду или был шарлатаном, теперь уже и не скажешь - проверять его рассказ или искать уцелевших никто не стал.
А тем временем, в Германии творилась не меньшая дичь...
Больше о крестовых походах можно почитать по ссылке.
Либо можно на карту ВТБ: 5368 2902 5087 3082