Найти тему
NOIR

Что белогвардейцы планировали сделать на территории России. Какие цели преследовали интервенты, помогая белому движению

Вот скажите мне на милость, кто в ФРГ сегодня вспоминает Ноябрьскую революцию 1918 года, которая, между прочим, погубила Второй Рейх Гогенцоллернов и привела к поражению Германии в Первой Мировой? Примерно никто. У нас же в России, кажется, буквально вчера закончилась гражданская война, и стороны продолжают «махать кулаками после драки». Поэтому, говоря о событиях столетней давности в нашей стране, приходится проявлять деликатность – уж больно это до сих пор чувствительный для многих вопрос.

Красные командиры полка деревенской бедноты, 1918 г.
Красные командиры полка деревенской бедноты, 1918 г.

Сегодня поговорим о взаимоотношениях «белых» с «иностранными интервентами». Кавычки здесь использованы для того, чтобы подчеркнуть: история Гражданской войны в России несколько сложнее, чем нам преподавали в советской школе. Как ее преподают в современной российской, страшно даже представить…

Давайте сразу определимся: говоря об иностранной интервенции, из знакомого нам со школы числа «14 держав» вычеркнем экзотических «интервентов» - китайцев, итальянцев, греков и прочих белофиннов, а также войска Центральных держав (Германия, Австро-Венгрия), которых на территории России мало интересовали наши внутренние разборки. Отдельная история – японцы и американцы на Дальнем Востоке, решавшие свои локальные задачи по доминированию в тихоокеанском регионе.

Таким образом, в «сухом остатке» получается: главным образом, интервентами были наши пресловутые союзники по Антанте - Великобритания и Франция. Забегая вперед, скажем, что их «вооруженной рукой» оказались, как ни горько это сознавать, братья-славяне – армия Польши и тот самый шестидесятитысячный Чехословацкий легион, в котором служил после русского плена легендарный Йозеф Швейк, и легионеры которого, как считается, сперли наш золотой запас.

Американцы в Архангельске. Зима 1918-1919 гг.
Американцы в Архангельске. Зима 1918-1919 гг.

На стороне «белых» выступали русские самой разной политической ориентации – от монархистов и черносотенцев (представленных в минимальном количестве) до социалистов-эсеров. Объединить такие разнородные силы смогли только следующие лозунги, общие для всего Белого движения:

• вооруженная борьба с узурпаторами-большевиками (ну, здесь все понятно);

• Великая, единая и неделимая Россия. Данный принцип предполагал отказ от дарования независимости национальным окраинам и сохранение единого государства, которого по факту в конце 10-ых гг. ХХ века не существовало (страна была конгломератом бесчисленных «республик» и «коммун»);

• непредрешенчество. Самый малоизвестный жертвам ЕГЭ лозунг «белых», означающий, что судьбу страны определит после победы над «красными» общенациональное Учредительное по аналогии с Земским Собором 1613 года.

Шотландцы (полковник и майор) и английский капитан
Шотландцы (полковник и майор) и английский капитан

Таким был, говоря современным языком, глобальный проект «белых». С позиции сегодняшнего послезнания он выглядит достаточно слабым, что отмечал Л.Д. Троцкий сразу после окончания Гражданской войны. «Демону революции» приписываются слова о том, что, «если бы белым хватило ума выдвинуть лозунг Кулацкого [крестьянского] царя, то мы [большевики] не продержались бы и двух недель». Но, как говорится, история не знает сослагательного наклонения.

Зададимся вопросом – а был ли какой-то глобальный проект у союзников по Антанте, французов и англичан, затеявших интервенцию с целью как будто бы помочь «белым» в их борьбе против безбожного Интернационала? Приходится признать, что отношение Антанты к белогвардейцам и той России, от имени которой те выступали, было далеким от союзнического, и даже просто от рыцарского. Вввязываясь в авантюру с интервенцией, Великобритания и Франция меньше всего горели желанием поддержать русского союзника, честно проливавшего за них кровь на Восточном фронте четыре года. Решали они свои шкурные, главным образом, экономические, задачи. Им было необходимо спасти свои инвестиции от национализации большевиками, и заодно – ослабить конкурента-Россию, и не дать конкуренту-Германии подняться после разгрома с помощью опоры на русское сырье;

• есть мнение, что Антантой двигало также нежелание выполнять условия союзнического договора и делиться с Россией плодами победы в Первой мировой – отдавать нам черноморские проливы, решать славянский вопрос и т.д.;

Английские корабли, возможно, возле острова Мудъюг.
Английские корабли, возможно, возле острова Мудъюг.

Мемуары участников тех событий, в том числе очевидцев первой величины, наподобие Нобелевского лауреата Ивана Бунина, полны обиды на союзников. Те, мол, держали «белых» в «черном теле», недодавали оружия и прямо саботировали военные начинания Белой гвардии, что давало «белым» основания подозревать Антанту в двурушничестве и нечестной игре.

И даже те немногие ресурсы, которые Антанта сочла возможным выделить своим русским союзникам (не будем забывать, что Первая мировая только что закончилась, и горы б/у оружия в Европе были никому не нужны и даром), доставались «белым» отнюдь не «за красивые глаза».

Союзники делали на военных поставкам «белым» неплохой гешефт:

• генерал Деникин пишет о фактах французского шантажа прекращением поставок, если «белые» не поставят взамен требуемое количество зерна;

• адмирал Колчак был вынужден депонировать часть золотого запаса Империи в английских банках, чтобы иметь гарантии поставок;

• «красный граф» Игнатьев, бессменный русский военный атташе России, а затем РСФСР, во Франции, приводит сотни примеров бесчестного отношения французских дельцов и их правительства к русским деньгам, оказавшимся в парижских банках (что-то напоминает, да?).

Командир 1-го Читинского стрелкового полка 1-й Забайкальской стр. див. Гнилосыров и комиссар полка Машин.
Командир 1-го Читинского стрелкового полка 1-й Забайкальской стр. див. Гнилосыров и комиссар полка Машин.

Имея такие факты, несложно предположить: выиграй белые Гражданскую войну, им пришлось бы столкнуться с недетским шантажом со стороны союзников, которые потребовали бы серьезной платы ресурсами и территориями за «помощь в достижении победы». Несложно, впрочем, догадаться, что, оказавшись во главе нового Государства Российского, белые вожди не стали бы «мальчиками для битья», а, в свою очередь, потребовали от союзников выполнения договора Entente Cordiale касательно итогов Первой мировой. И, скорее всего, часть военной добычи, полагавшаяся нашей стране, с лихвой перевесила бы стоимость тех жалких тридцати танков, что англичане от щедрот выделили Деникину.

Приходится признать: скорее всего, решительная победа Белого движения не входила в планы французов и англосаксов, а, напротив, их вполне устраивало то, что русские люди три года ожесточенно истребляли друг друга старым, ржавым царским оружием.

-6

Наш Telegram канал: https://t.me/joinchat/VFwrfBZgfHUfQldh