Я не буду как все говорить «у меня часто спрашивают» – это вранье никто ни у кого ничего часто не спрашивает. Этот вопрос мне задал всего один человек и всего один раз. Вопрос состоит в том, для чего, и есть ли смысл двигать сердечники звукоснимателей? Это статья попытка ответить, чисто теоретическая информация, мои размышления на тему. Предлагаю подумать и обсудить.
Это первая редакция статьи, могут быть опечатки и неточности.
Практически все процессы, которые протекают в звукоснимателях относятся к электромагнитной индукции. Ну и, собственно, товарищ, который открыл явление электромагнитной индукции, вывел для этого случая закон, который гласит: для любого контура индуцированная электродвижущая сила равна (ЭДС) скорости изменения магнитного потока, проходящего через этот контур, взятой со знаком минус. Другими словами: Генерируемая ЭДС пропорциональна скорости изменения магнитного потока.
Наведенная в катушке датчика ЭДС ровна произведению количества витков на магнитный поток деленные на скорость изменения магнитного потока. Т.е. создаваемая звукоснимателем ЭДС пропорциональна кол-ву витков и скорости изменения пронизывающего их магнитного потока.
Что у нас в гитарах отвечает за скорость изменения магнитного потока? Скорость колебания струны.
А также в нашем гитарном случае есть еще один показатель, который влияет на ЭДС датчика, амплитуда отклонения струны от точки покоя. Происходит это из-за изменения зазора между полюсами магнитопровода, что приводит к изменению магнитной проводимости пространства между полюсами и изменению магнитного потока, проходящего через магнит. Чем меньше дельта зазора, тем более резко изменяется магнитный поток при отклонении струны от точки равновесия. Эта зависимость выглядит так.
Лирическое отступление: Сюда же хочется добавить, что магнитный поток изменяется сильнее при движении струны к магниту чем от него, а также параллельно ему. Что неизбежно приведет к искажению звучания. Поэтому правы те умники, которые по делу и нет высерают фразу, «Звук зависит от гитариста» не зная по чему. Теперь будут знать их будет еще веселее банить. Также атака при звукоизвлечении – это не сила удара, а так скажем правильный удар заставляющий прозвучать как можно большее кол-во гармоник с меньшим искажением. Об этом я рассказывал тут:
Потому, что чем больше амплитуда колебания струны, тем меньше ЭДС на выходе звукоснимателя похожа на синусоиду.
Сюда же и близкое расположение датчика к струнам приводит к большему искажению.
Все выше сказанное значит, что величина ЭДС ровна произведению амплитуды колебания струны на ее частоту (скорость колебаний) на расстояние.
Для того, чтобы эта формула заработала нам нужно узнать скорость каждой струны отдельно, которая зависит от массы и силы натяжения. Так как одна струна тоньше и меньше по массе другой, сила натяжения у них тоже разная. Т.е. чтобы настроить более толстую струну в, например в 440 герц потребуется куда большее натяжение чем для тонкой струны. Поэтому корень квадратный из частного силы натяжения на массу, дает нам скорость колебания струны.
Так же при уменьшении сечения струны, пропорционально уменьшается ее воздействие на магнитный поток компенсируя большую скорость.
Вывод: Гитарная система струн можно сказать самокомпенсирующаяся. И на несбалансированное звучание струн по громкости влияет не качественный или не верно подобранной по натяжению комплект струн, чем что-то другое. И каждый раз этот дисбаланс будет разный от комплекта к комплекту.
Слов было много, сейчас просто подставлю реальные данные в формулы.
Вот и давайте подумаем, есть ли смысл в подстройке высоты сердечников и в каком случае...?
Tnsion chart — https://www.daddario.com/globalassets/pdfs/accessories/tension_chart_13934.pdf