Победы и поражения – судьба воина. В первом случае он пирует с друзьями, восхваляя Всевышнего за дарованную победу. Во втором – плетется во вражеском обозе среди пленных, с надеждой, что у родственников хватит денег на выкуп. Сами по себе, победы и поражения (помимо других фактов) не говорят о том, что человек смел или, наоборот, он является трусом. Когда на поле боя сходятся две армии, любая случайность может изменить ход дела.
Вот и турецкий султан Баязид I Молниеносный считался первоклассным полководцем, которого боялись в Европе и в Азии. Но он переоценил свои силы и допустил целую серию глупых ошибок, которые привели к разгромному поражению в битве при Анкаре 1402-го года. Большая часть тюркской кавалерии перешла на сторону врага, а уж многоопытный противник сумел этим воспользоваться.
Так Баязид, повелитель запада, попал в плен к Тамерлану, повелителю востока. И когда он увидел своего поверженного врага, то очень простодушно рассмеялся. Тот упрекнул его, что нельзя насмехаться над чужим несчастьем, и тогда Тимур ответил: «Я смеюсь не над Вами, а над иронией Аллаха, разделившего судьбы мира между одноглазым и хромым!»
Как же этот суровый человек обращался со своим побежденным соперником?
Ну, начнем с того, что у этих мужчин были друг с другом очень сложные отношения. Перед тем, как начать войну, они устроили грандиозный «бокс по переписке» за шесть сотен лет до того, как появились соцсети. Баязид потребовал дани от вассала Тимура, тот посчитал это агрессией и посоветовал быть благоразумнее.
После этого султан ответил, что его род выше рода Тамерлана, сообщил, что не считает своего коллегу праведным мусульманином и обесценил его военные успехи, заявив, что тот побеждал только «степных татар» и «царей с многочисленной, но беспорядочной толпой». Тот ему написал: «Ты не больше, чем муравей, зачем дразнишь слонов?» И стал собирать войска
После таких слов, сказанных друг другу этими суровыми и гордыми людьми, могло произойти практически, что угодно. Когда закончилась битва при Анкаре, то султан был захвачен монголами, равно как двое его сыновей, старшая жена, сербская принцесса Мария Деспина, а также весь многочисленный гарем.
Предполагается, что Тамерлан намеревался поступить так же, как он всегда делал в этом случае. То есть, захватить страну, а затем помиловать своего врага и позволить ему править дальше при условии своего подчинения и уплаты дани. ««Воля государева была такова, что после окончательного завоевания страны Рума хотел снова отдать её Йилдырым Баязиду и посадить его на трон и вернуться», - так писал об этом его приближенный.
Тимур продолжил кампанию, в результате которой османские владения были опустошены, а лучшие ремесленники отправлены в Самарканд. Баязида и его близких он все время возил с собой. Но когда были предотвращены несколько попыток вызволить его на свободу, то султана действительно стали более пристально охранять.
Тем не менее, после возвращения домой ему были предоставлены приличные условия содержания. Когда Баязид приболел, его даже лечили врачи Тимура. Европейцы, которые бывали в Самарканде, ничего о клетке и о притеснениях не сообщали. Ни испанский дипломат Клавихо, ни немецкий наемник Шильтбергер. Османские писатели-современники упоминали только уход из жизни, а не тяготы, которым подвергался их султан.
Единственный из непосредственных свидетелей событий, который сообщил, что с Баязидом обращались плохо, являлся арабский историк из Дамаска Ибн Арабшах, который, впрочем, был серьезным недоброжелателем Тимура. Он впервые рассказал и про клетку, и про то, что на победном пиру вынудили прислуживать и Марию Деспину, и наложниц султана. Причем, по его свидетельству, сербскую королевну лишили одежды.
Европейцы, которых Османская империя держала в страхе в 15-17-х веках, эту легенду со временем подхватили. Английский драматург Кристофер Марлоу в 1588-м году написал пьесу, что Тамерлан использовал спину Баязида в качестве скамейки, опозорил его жен и приказывал кормить с кончика меча.
Тем не менее, этих людей нельзя назвать непредвзятыми. То, что они говорили, не шибко соответствует характеру Тимура. Насколько он был суров на войне, настолько был спокоен и добродушен в миру. При его дворе было запрещено обсуждать нacилиe, грабежи и унижение женщин. Каждого из своих пленников он содержал в почете, в результате чего они переходили на его сторону и возвращались на трон в качестве вассалов. Едва ли бы у него были причины поступать с Баязидом по-другому.
#турция #османская империя #тамерлан #короли #интересные факты ъ