Найти тему
Русский Рубеж

Литературный институт им.А.М.Горького в годы Великой Отечественной войны



Светлой памяти
защитников нашей Родины

Писатель и война, штык и перо – эти понятия не отделимы друг от друга, когда речь идёт о защите родной земли, о спасении Отчизны. В семидесятилетний юбилей Великой Победы хочется напомнить, что Литературный институт внёс свой непосредственный вклад в общее дело спасения нашей страны и мира от бесчеловечного фашизма; что он со всеми трудился в тылу, был представлен в действующей армии и партизанских отрядах студентами, преподавателями, выпускниками; что его питомцы, выступая летописцами священной для нашего народа войны, находили те единственные, ведущие на подвиг слова, необходимые для Победы.

Памятная доска. Студенты Литературного института им. А.М. Горького, погибшие на фронтах Великой Отечественной войны
Памятная доска. Студенты Литературного института им. А.М. Горького, погибшие на фронтах Великой Отечественной войны

В годы Великой Отечественной войны Литературный институт продолжал учебную деятельность по очной и заочной формам обучения, велась активная переписка со студентами, находящимися в действующей армии, осуществлялась издательская деятельность. Так, в 1943г. первомайским подарком фронтовикам стал поэтический сборник «Друзьям».

В стенах Литинститута был размещён истребительный батальон по уничтожению диверсантов, на территории находился пороховой погреб. После занятий студенты принимали участие в оборонных работах. Осуществлялась тесная связь с Филатовским госпиталем.

Как участники обороны Москвы были отмечены следующие сотрудники института: Гавриил Сергеевич Федосеев, директор (1941-43), Василий Семёнович Сидорин, директор (1947- 49), Сергей Константинович Шамбинаго, Слава Владимировна Щирина, Лев Николаевич Галицкий. Медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» были награждены Александр Александрович Реформатский, Иван Александрович Львов-Иванов, Александр Леонидович Слонимский, Леонид Иванович Тимофеев.
37 студентов погибли, защищая свою Родину.

Наиболее ярко события тех лет воссоздаются из воспоминаний, писем и дневниковых записей. Вот как фиксирует происходящие события в своём военном дневнике Александр Яшин (студент вечернего отделения с 1936 по 1941 г., аттестат об окончании вуза был получен в мае 1942г.) 1941год.22июня. Москва. День нападения Германии на Советский Союз. Занятия не получились.

Я позвонил в ССП. Там митинг с трёх часов. Хорошо выступали Уткин и Вишневский, В.Брендель (на немецком языке) .... Вишневский начал: русские уже дважды были в Берлине, немцы никогда не были в Москве и не будут.
Потом я с группой поэтов был у Храпченко - нужны песни.

Далее в Союзе композиторов прослушивали музыку песен, к которым нужно дать новые, свежие тексты.
В Москве спокойно, только очереди в магазинах сразу. Очереди в сберкассы.
Обидно смотреть.
Надо приготовиться ко всему. Я всё ещё нахожусь под обаянием «Войны и мира»
Толстого... Решил быть на войне, всё видеть, во всём участвовать. Сейчас будет делаться новая история мира, и тут бояться за свою жизнь стыдно ....

28 июня.
Утром хотел дописать стихотворение. Но срочно вызвали в институт. Ходили в РК ВКП (б): решением ЦК ВКП (б) проводится мобилизация коммунистов на фронт.

Берут пока только бывавших в армии, обученных. У нас взяли Артёмова, Ярополка Семёнова, Евдокимова, Хайкина. Я ещё не нужен. . ..
Этот дневник является ценным документальным свидетельством военной поры, из него мы узнаём все основные изменения, происходящие в Москве, на фронте, в стенах учебного заведения. Так, 2 июля в институте прошло собрание, на котором обсуждалось создание народного ополчения из людей, не годных для фронта и формирование истребительных батальонов по уничтожению диверсантов. Дневниковая запись от 12 июля фиксирует: В институте размещён истребительный батальон. Много наших ребят... Всюду полосатые мешочки с песком. Вход в институт для студентов через дверь Литфонда …

14 июля … В Москве всё более становится заметно, что страна ведёт войну.
На днях вводятся продовольственные карточки... В институте - истребители, и у обоих ворот часовые - штыки кинжальные.

Анатолий Медников, написавший об истребительном батальоне повесть «Дом Герцена», в своих воспоминаниях отмечает, что уже в предвоенные годы в институте установилась отличная нравственная, гражданственно-психологическая атмосфера, которая во многом формировала души юношей сороковых годов в самый канун Великой Отечественной войны. «И не случайно,- пишет он, - что в первые же дни военных испытаний добровольцами в роту истребительного батальона, которая и размещалась на третьем этаже теперешнего здания института, записались многие наши студенты.

Я помню состав своего отделения. Вначале я шагал в строю за командиром Сергеем Наровчатовым, пока его не назначили комсоргом батальона, и отделение принял я. На меня, правофлангового, равнялись бойцы: Всеволод Розанов и Георгий Ломидзе, Федор Траубе и Николай Котляревский, Борис Лебский и Павел Шадур.

Это в глубину шеренги, а рядом шагал командир отделения Михаил Луконин, помкомвзвода Платон Воронько, бойцы Сергей Сергеевич Смирнов, Анатолий Ференчук и другие .... » После истребительного батальона бойцы студенческого взвода воевали на разных фронтах, в разных должностях, командных и журналистских.

«Алексей Недогонов и Михаил Луконин воюют уже вторую войну и начали свой военный путь бойцами-добровольцами ещё в финскую кампанию,- пишет в «Письмах о стихах» Константин Симонов. - Оба они прошли путь от рядового бойца до офицера, политработника, армейского газетчика. Всё это время они оба писали стихи. Иногда собирали их по нескольку и присылали мне в письмах.
На стихах стояли разные даты и места: Россошь, Богучар, Воронеж, Сталинград.

Сначала названия городов и деревень под стихами двигались с запада на восток. Потом, с наступлением армии, движение их переменилось. Одно из последних писем я получил из Румынии. Это значило, что молодые писатели прожили войну вместе с армией, с ней переживали тяготы отступления, с ней научились великому умению «выстоять», с ней заодно узнали ни с чем не сравнимое счастье наступать.

... Война вошла в их жизнь, они не только пошли на неё добровольно, не только участвовали в ней, но и много думали над тем, что делает с душой человека война. И они правильно поняли, что для молодого человека, который хочет стать писателем, участие в
защите своей родины есть прямая душевная необходимость ...

Михаил Луконин хорошо сказал об этом в простых словах, заканчивающих одно из его стихотворений:
...
лучше прийти
с пустым рукавом,
чем с пустой душой
...

«В военных отделах райкомов постоянно толпы народа, - отмечает А.Яшин в дневнике. Запись от 15 июля: Сегодня вызвали в военкомат, сегодня же и выезжаю в город Кронштадт. 23 августа. Я - солдат. О том, что «поэта беречь надо», и в голову, видно, никому не приходит ... Под Кингисеппом погиб почти весь наш комсостав .... Образ Дениса Давыдова передо мною. Вот кому надо подражать. Буду думать о нём, о
Лермонтове и надеяться на свою изворотливость и хладнокровие в бою. Ненавижу наших поэтических мальчиков, которые, сидя в тылу, пишут: «Я сам колол штыком ... »

На военных дорогах,- замечает Сергей Наровчатов, - мы нашли новых друзей, но они не оттеснили прежних, а встали рядом с ними». И порой вместе с ними прямо из фронтовых окопов приходили в учебные классы Литинститута, занятия в котором в военное время не прерывались. Отсюда уходили на фронт, сюда же возвращались после тяжёлых ранений. В те годы семинары в институте вели известные писатели: Константин Федин, Леонид Леонов, Константин Паустовский, Николай Асеев, Илья Сельвинский, Павел Антокольский, Леонид Тимофеев.

Учебный год в сорок первом во всех высших учебных заведениях страны начался 1 октября. «Мы собрались в самой большой - пятой аудитории Литинститута, - вспоминает Виктор Федотов, - Знали, что учёба ненадолго. Каждый из парней ждал часа, когда он уйдёт в армию. У девушек свои заботы. Нина Ходарковская после института спешила на курсы медсестёр. Женя Золотникова, как и Борис Куняев, часто вместо лекций пропадали где-то на оборонных работах. Литинститут жил событиями на фронте ...

«Пусть профессор Шамбинаго читает лекцию в пятой аудитории, пусть институт продолжает жить своей обычной трудовой жизнью, - оправдывала пропуски занятий Женя Злотникова,- всё равно как-то невозможно сидеть спокойно там, где сейчас надо строить, помогать всеми силами на подступах к городу.»

Редкий день проходил без волнующих встреч с бывшими студентами. Одни заходили перед отправкой на фронт, другие - прямо из госпиталя. Да и нас, первокурсников, становилось всё меньше и меньше.

Заглянул в ладно сшитом флотском обмундировании Александр Яшин.

Впечатление такое, будто он всю жизнь носил офицерскую морскую форму. У него на руках было назначение в базовую газету в Прибалтику. Читал стихи. Среди них - хорошо сейчас известное «Шинель» ....

От встречи к встрече узнавали мы тех, кто учился до нас и теперь защищал Родину.
Памятным был общеинститутский митинг 15 октября. На нём выступил наш старший товарищ студент Виктор Семёнов. Высокого роста. Русый. Прибыл он к нам после тяжелейших испытаний. Ехал на фронт, а попал в окружение. Затем плен. Бегство из плена. Рассказывал обо всём этом так, как будто, по словам одного из наших студентов, проехал на 41-м номере трамвая с Каляевской на Таганку.

После выхода из окружения, в октябре же побывал в институте Борис Ямпольский.
- Я видел женщин, прячущих оружие, - рассказывал он, - чтобы, когда настанет час, обратить его на головы врага.
Прямо из госпиталя приехал в институт Владимир Александрович Радзиванович.

Выпускник Литинститута, он был в первые месяцы войны нашим военруком. В октябре ушёл на фронт. Прошло совсем немного времени, а он уже майор, командир гвардейского кавалерийского полка. В его фронтовых впечатлениях сказывалась наблюдательность писателя. Говоря об одном ночном сражении, он заметил: «Фрицы скулят: «Русские воюют не по правилам. Ночью надо спать, а они ведут бой ... »

« ... Мне повезло,- вспоминает Абдурахман Абсалямов,- со мной была целая группа товарищей из Литинститута. К этому времени меня перевели в редакцию фронтовой газеты «В бой за Родину». В начале марта 1944 года, после завершения боевых действий на своём участке, к нам в Карелию прибыл штаб волховского фронта и вместе с ним редакция фронтовой газеты. В её коллективе были бывшие воспитанники Литературного института М.Эдель, Б.Рунин, Н.Мельников и В.Розанов. Видел А.Чаковского и В.Курочкина.

- Ну, кажется, полный филиал Литинститута! - сказал тогда в шутку кто-то из нас.
Шутка шуткой, а на войне мы проходили другой институт, ступенькой выше - институт жизни, и это окончательно определило творчество многих: тема войны, тема героизма советских людей стала для нас главной .... »

«Мы все здесь стараемся, как можем, честно выполнять долг свой перед родной землёй, настоящая любовь к которой приходит, как я убедился, только на войне,- делает запись в своём дневнике А. Яшин 10 ноября 1941 года. - Многого мы раньше не понимали и не умели ценить, часто мелочи заслоняли от нас главное, и это главное сейчас стало для всех до слёз родным, близким, за что радостно идти в бой и не жалко отдать жизни своей.

Великая любовь к родной земле ... и великая ненависть к врагу рождается на войне .... »
«Удивительное чувство эта любовь к Родине!, - восклицает в письме с фронта к С.Щириной от 17 сент. 1941 г. и преподававший в институте крупный советский литературовед Александр Аникст, - ... Пошёл уже третий месяц с тех пор, как я, записавшись ополченцем, вступил в армию ... Я простой рядовой боец. Уже почти забыл, что я доцент и кандидат наук. Но чувствую себя от этого не хуже, а лучше. Среди бойцов есть несколько моих бывших учеников (кстати, они и бывшие студенты Литинститута) – Карцев, Россель, Габинский. Всех нас связывает глубокое чувство любви к родине, за которую мы готовы проливать свою кровь…

И если я ещё вспоминаю о своей прежней специальности, то разве лишь для подходящих аналогий…. Сражаться, как Роланд, ненавидеть, как умел ненавидеть Данте, отложить в сторону перья и взять в руки оружие, как это сделал Байрон…

Передавайте от меня горячий красноармейский привет всему коллективу сотрудников, преподавателей и студентов Литинститута…»
«Не было большей радости, чем воинские треугольнички, приходившие по адресу: «Тверской бульвар,25» от наших старших друзей – Михаила Луконина, Сергея Наровчатова, Семёна Гудзенко, Михаила Кульчицкого. Этих писем мы ждали, словно от самых близких людей, хотя знали наших фронтовиков только по рассказам и, конечно, по их стихам, - вспоминает Валентина Жегис, ставшая студенткой вуза в 1941году. Вот как она об этом пишет: «Никогда не забуду, как меня, санитарку военного госпиталя, вдруг пригласили на собеседование в кабинет на Тверском бульваре, 25, в исторический Дом Герцена. Меня, робкую 16-летнюю девочку, принимал сам директор - Гавриил Сергеевич Федосеев. Он держал в руках мою тетрадку и, с любопытством глядя на меня, предложил стать студенткой Литературного института.

Я пыталась возразить, ссылаясь на то, что работаю в госпитале, ухаживаю за ранеными.
- Это не помешает: наш институт тесно связан с Филатовским госпиталем, будешь совмещать учёбу с работой.
Так 16 октября 1941 года я стала студенткой. Для Москвы это был тревожный, я бы сказала, трагический день .... »

«Пятнадцатое, шестнадцатое, семнадцатое, восемнадцатое октября, - вторит ей Анатолий Медников.- Пожалуй, тяжелее этих дней не было за всю войну ...»

В.Ж: ... В срочном порядке эвакуировались учреждения и заводы. Люди суетились, спеша покинуть осаждённый город, в воздухе пахло гарью, летали клочки обгоревших бумаг. Наиболее важные здания были, как сейчас выяснилось, заминированы, чтобы не достались врагу, который приближался к столице ...

А.М.: … Бои шли в ставосьмидесяти километрах. Москва - прифронтовой город ... Улицы пустынны и только кипение толпы на вокзальных перронах ...
Тяжело было на душе у всех тех, кто не имел достоверной информации о положении на фронтах, о подходящих к Москве резервах.

В.Ж.: 18 октября 1941 года. В Доме Герцена продолжается жизнь. Такая же кипучая и оживлённая, только более сосредоточенная и серьёзная. Шамбинаго по-прежнему читает о каких-то свадебных припевках, и только изредка, когда орудийные залпы становятся ужасными, он останавливается и, подняв вверх указательный палец, говорит: «Уважаемые, кажется, стреляют!»

Мы говорим профессору, что это, вероятно, наверху маршируют ополченцы, временно поселившиеся в нашем институте. Он успокаивается, и лекция продолжается.

А.М.: Студенты не бегают в бомбоубежище при каждом выстреле ... Продолжается лекция и в третьей аудитории, где Сергей Иванович Радциг ...

В.Ж.: 20 октября в Москве и прилегающих к ней районах было объявлено осадное положение. Но институт при этом работал. Студенты были в отрядах ПВО, во время воздушных тревог устремлялись на чердаки и крыши, гасили зажигательные бомбы всем, чем могли: песком, водой из бочек. Делать это как следует не умели: получали ожоги, но я накладывала повязки, и мы, пряча обожжённые руки в стареньких пальто и телогрейках, снова возвращались в аудитории.

«В ту давнюю зиму сорок первого институт жил., - подтверждает А.Медников.-. В старинном особняке не затухал благородный огонек поэзии и культуры в самые трагические дни московской битвы ....

Зима сорок второго. Великая битва под Москвой – переломный этап в ходе войны, когда огненный её вал покатил от стен нашей столицы на запад. Было впереди много ещё испытаний в том и последующих годах – и прорыв немцев на юг, на Дон, на Кавказ, Сталинградская битва и Курская дуга, определившие собою вехи легендарных сражений, сокрушительного разгрома гитлеровских полчищ. Но стрелка истории уже твёрдо повернулась на Победу именно здесь, в заснеженных полях под Москвой.

Счастливы те фронтовики, кому довелось это увидеть, кто пережил сам…
Мне довелось быть в числе таких воинов, участников событий зимы сорок первого-сорок второго года. Из истребительного батальона я перешёл на работу военного журналиста в газету той армии, которая наступала на крайнем южном крыле фронта, ведущего битву под Москвой…»

«Ни для кого сейчас не секрет, что ряды нашей литературы пополнят прежде всего люди, вернувшиеся с фронта, - отмечал К.Симонов». Ранней весной 1944 года, демобилизованная после ранения, появилась впервые в стенах Литературного института и Юлия Друнина, которая впоследствии вспоминала: «Встретила меня высокая пышноволосая женщина с добрым и энергичным лицом - Слава Владимировна, парторг.
Отнеслась она ко мне очень сердечно. Да и кого могла не расположить к себе и забинтованная ещё голова, и пообтрёпанная, пообгоревшая шинелька, вроде бы случайно распахнутая так, чтобы видна была медаль «За отвагу», и весь юный облик худущего, бледнющего солдатика?

Но ... Слава Владимировна была человеком предельно честным. А стихи мои ей не понравились. Они и впрямь были слабыми, хотя в них попадались отдельные удачные строки.

«Да, да, - мягко сказала Слава Владимировна. - У тебя есть искренность, теплота.
Но у кого из девушек, пишущих стихи, нет этих качеств? ... А писать надо так. - И окликнула ярко накрашенную, эффектную девицу: Прочитай-ка что-нибудь!» .....
Подавленная, или, точнее, раздавленная, ушла я из Дома Герцена. И через несколько дней отправилась в военкомат со слёзной просьбой опять отправить меня на фронт .....
Через тридцать лет после Победы в майском номере «Дружбы народов» были опубликованы письма некоторых поэтов-фронтовиков (Луконина, Наровчатова, Слуцкого) к Славе Владимировне Щириной. Среди этих писем я обнаружила своё ...

Написано оно было в октябре 1944 года, на подступах к Риге, и являлось прямым продолжением того нелегкого нашего разговора в Доме Герцена. В письмеце были такие строки: «Если останусь живой, то мы обязательно встретимся в стенах Вашего института.
Простите за самоуверенность ... »

И мы встретились, когда после второго ранения я снова пришла на Тверской бульвар, 25. Меня приняли в Литинститут, И голодные, холодные, послевоенные студенческие годы вспоминаются теперь, как счастье ... »

В начале сорок четвёртого «в тот самый Дом Герцена, из которого и ушёл в армию, в истребительный батальон» после ранения вернулся доучиваться и Анатолий Медников, в своей документальной повести он напишет:
«Одновременно я поступил работать в редакцию «Последних известий»
Всесоюзного Радиокомитета, в конце войны стал военным радиожурналистом. И уже в этом качестве снова поехал на фронт, владея исправно только одной рукой - левой, писать которой было затруднительно, однако я мог держать в ней микрофон. В октябре сорок четвёртого была командировка в Восточную Пруссию, часть территории которой в ту пору уже отвоевали наши войска, а весной сорок пятого мне выпала длительная и ответственная командировка в Центральную Германию ....

С чувством особого волнения и гордости я вспоминаю и по сей день, что мне довелось быть участником исторического заседания, на котором были подписаны акты о полной и безоговорочной капитуляции нацистской Германии. Состоялось это заседание, как известно, в ночь с 8 на 9 мая 1945 года в восточном пригороде Берлина - Карлхорсте.

Микрофон Всесоюзного радио, наш микрофон, который мы возили с собою в «радиотанке», стоял перед столом президиума заседания, за которым сидел Маршал Советского Союза Г.К..Жуков, от имени Советского правительства поставивший на этом великом документе свою подпись».

«Я счастлив, как молодой бог. Я уже писал вам, что от имени института приветствовал на днях скелет Берлина, - делится радостью победы гвардии старший лейтенант П.Хорьков.- Сегодня от имени нашего Дома праздную в Германии полную Победу. Я чувствую себя как Чрезвычайный и Полномочный Посол Дома Герцена на величайшем и неповторимом мировом торжестве. Слава нам, ей-богу! ...
Не знаю, как выглядит Праздник победы в Москве ...
Я рад, что видел этот день на фронте и тоже веселился и плакал. Я никогда не забуду минуту тяжёлого молчания, когда герои-танкисты почтили память павших друзей. У всех, от солдата до генерала, в эту минуту засверкали на солнце глаза. Сколько вспомнили и пережили в эту минуту! Сужу по себе.
. .. Громогласному торжеству я предпочитаю молчание. Когда звучит оркестр и чередуются речи - человек обращается к Родине мыслью, когда кругом молчание и тишина - он прикасается к ней душой.

Да, я видел в День Победы слёзы на глазах русского солдата. Но это не те слёзы, которыми плакали наши люди в сорок первом году. Мы начали войну слезами горя и проклятиями. Мы закончили её с гордой радостью и слезами торжества.
Дорогие друзья! Как мне хочется быть теперь вместе..
День Победы, 9мая 1945г.».

Вручая в 1949 году дипломы своим воспитанникам, директор Литинститута Василий Семенович Сидорин в своём напутственном слове сказал: «Ныне институт производит двенадцатый выпуск, выдавая дипломы об окончании вуза 22-м молодым литературным работникам. Среди оканчивающих институт свыше половины - участники Великой Отечественной войны, награждённые орденами и медалями .... »

Тогда никто не подозревал, что среди выпускников появятся и, прошедшие всю войну Герои Советского Союза, которые сумеют взять и свои литературные высоты, увековечив в уникальных книгах военный подвиг советского народа: В.В.Карпов - вып.1954г., С.Г.Курзенков - вып.1956г., П.Е.Брайко - вып. 1967г., но особой чуткостью русской души все понимали, что героически павшие за Родину собратья по перу и оружию навсегда останутся в благодарной народной памяти высоким накалом опалённых войной строк. «Нынешний читатель знает имена Павла Когана, Михаила Кульчицкого, Николая Майорова, - отмечает Андрей Турков.- Но их было больше. Помню свежий номер литинститутской стенгазеты, где наклеена только что полученная телеграмма: «МОЙ МАЛЬЧИК ЕВГЕНИЙ ПОЛЯКОВ УБИТ МАМА» ... И тут же стихи, запомнившиеся на всю жизнь: «Если я останусь в живых ... , то я от капель дождевых спать не буду по ночам» ... »

Они остались жить в нас, рядом с нами, в воспоминаниях современников, в бессонных ночах ветеранов, в смятении новых поколений юных литераторов, обдумывающих своё житьё и судьбы России, они пронзают тревожной мыслью, рождают внезапный образ, становясь совестью нации, звуча грозовым эхом в гулких раскатах дождя, и обжигают немым укором ...

Их имена выбиты на мемориальной доске, которые бережно хранит, словно в материнском сердце, Дом Герцена.

Галина Яковлева