Ги Дампьер, купивший в 1263 году маркизат Намюр у незадачливого латинского «императора» Куртене, собственно, и сам имел на это владение некоторые права, как потомок рода Эно по женской линии.
Восхождению Ги в графы Фландрии и Намюра предшествовала любопытная замятня между двумя феодальным кланами: Авенами и Дамьерами – сыновьями Маргариты Фландрской (второй дочери латинского императора Бодуэна I) от первого и второго брака, соответственно. Сама Маргарита унаследовала оба отцовских графства – Фландрию и Эно, после кончины бездетной сестры Жанны.
Совсем еще юной Маргарита оказалась замужем за неким Бушаром Авеном, младшим сыном знатного рода, у которого она находилась под опекой, когда их с Жанной отец отбыл в Четвертый крестовый поход. Остаться без отца и матери (Мария Шампанская скончалась еще раньше, чем погиб ее муж), в Средневековье двум девушкам – то еще везение, несмотря на знатность. Желающих прибрать богатых невест к рукам хоть отбавляй, и порой удача сопутствует вовсе случайным людям.
Невесте было 10 лет, жениху сорок. Разумеется, брак, как и водится в таких случаях был консумированн позднее (не нашел уточнений, скорее всего после того как супруге исполнилось 14 лет), во всяком случае в 15 лет (в 1217) у Маргариты родился первый сын, а в 16 лет (в 1218 году) уже второй. Нельзя сказать, что брак был заключен против воли невесты, он сама объявила горожанам Эно, что не желает другого мужа кроме Бушара де Авена, но ей на момент этого заявления было все же 10 лет.
Вернись Бодуэн I, император Константинополя домой, и его младшая дочь, надо полагать, скоропостижно стала бы юной вдовой, Бушар Авен явно не «по чину» и положению, «устроил» себе этот брак. Как и следовало ожидать – Жанна, графиня Фландрская, при поддержке своего мужа Фернана, инфанта Португальского и слышать не хотела о таком замужестве младшей сестры, которое к тому же усугублялось интересным фактом – Бушар был не только рыцарем и сеньором, но еще и рукоположенным духовным лицом. Случай сам по себе примечателен, ведь такой союз просто не мог быть заключен. Хотя несколько позднее на другом краю Европы, один православный сербский князь внезапно женился на католической монахине. Но все равно событие из ряда вон выходящее.
Уведомленный Жанной Фландрской (при поддержке короля Франции Филиппа II) об этом обстоятельстве, Папа Римский Иннокентий III, занял странную позицию. Считается, что понтифик осудил брак, призвал Маргариту и Бушара расстаться, но не аннулировал брак. Налицо юридический казус – женился человек, который на это права не имел (целибат), но последняя инстанция (Рим) отреагировала двусмысленно.
Жанна Фландрская, впрочем, сочла, что этого достаточно, чтобы считать такой союз ничтожным и стала преследовать мужа сестры – супруги отказались расстаться и продолжали жить вместе. Преемник Иннокентия Гонорий III, все же аннулирует брак в 1215 году (по другим исследованиям его расторг все же Иннокентий III) – Бушар и Маргарита укрываются в графстве Люксембург, у властителя которого свои планы на регион. По 1219 год, у них родилось трое сыновей, старший скончался, остались Жан и Бодуэн Авены.
В этом же 1219 году, Бушар Авен попадает в плен к Жанне Фландрской и выходит на свободу в 1221-ом, согласившись вынужденно сам отказаться от супруги и отправиться на покаяние в Рим. После того, как Бушар отправился в изгнание, Маргарита под давлением сестры в 1223 году снова вышла замуж – за дворянина из Шампани Гийома Дампьера.
Брак сочли скандальным в первую очередь по причине некоторого родства новобрачных (некритичного, впрочем, подчас «удивляешься» странной выборочности римских прелатов, блокирующих одним женитьбу на вдове кузена, лично не связанной с новым женихом кровными узами и разрешающим другим жениться даже на родных племянницах), и, наконец, многие сомневались, что и первый брак Маргариты все-таки аннулирован. Фактически, а может быть и юридически Маргарита оказалась в состоянии двоемужества. В браке с Гийомом Маргарита родила трех сыновей и двух дочерей, сам Гийом скончался в 1231 году.
Две сестры – Жанна и Маргарита запутали дело так, что Рим и сюзерены потомков Маргариты разбирались с этим вопросом несколько десятилетий. А что же Бушар де Авен? Его судьба не совсем ясна. Неизвестно точно, когда он покинул Рим (скорее всего, после 1226 года), вернулся во Фландрию и что успел предпринять. По одной версии он был схвачен людьми графини Жанны и казнен до 1244 года, по другой – умер своей смертью в этом же году. Во всяком случае, в 1245 его сыновья Жан и Бодуэн заказали по отцу заупокойную мессу. Некоторые исследователи предполагают, что именно Бушар Авен стоял за самозванцем, который в 1225 году стал выдавать себя за вернувшегося из плена императора Бодуэна I, на том основании, что этот самозванец поддержал сыновей Бушара в их наследственных претензиях.
В 1244 году скончалась и Жанна Фландрская, не оставив прямого наследника и ее владение перешли к единственной очевидной наследнице – Маргарите. Но вот кто будет наследовать самой Маргарите? Матвей Парижский называл последнюю «Новой Медеей, погубившей много честных рыцарей», кроме прозвищ, Фландрская и Константинопольская (по отцу) она носила еще и имя «Черная». Сразу же после смерти тети, сыновья Маргариты от первого брака – Жан и Бодуэн Авены, начинают войну против сыновей от второго – Гийома, Ги и Жана Дампьеров. Первые утверждают, что Фландрия и Эно, должны принадлежать им по праву первородства, вторые же –Дампьеры, открыто называют единоутробных братьев бастардами своей матери, и поэтому ни о каком праве их первородства речи быть не может – старший наследник – Гийом Дампьер.
Дело осложняется тем, что Фландрия – вассал Франции, а Эно – Священной Римской империи. Маргарита тем временем, фактически отрекается от своих старших детей Авенов и полностью стоит за младших – Дампьеров. Новый Римский Папа Григорий IX, идя навстречу Маргарите еще раз признает ее брак с Бушаром Авеном незаконным – в 1237 году, а Жана и Бодуэна Авенов незаконнорожденными.