Основателем ветви Капетингов-Куртене, стал Пьер, самый младший отпрыск короля Франции Людовика VI Толстого. Родовую фамилию этот клан королевской крови, приобрел по тому же принципу, что и их более удачливые родичи Бурбоны, ответвившиеся от основного древа Капетингов гораздо позже – благодаря браку с представительницей «старого» дома сеньории, в данном случае Куртене.
Старший сын Пьера I, того же имени – Пьер II, вторым браком был женат на Иоланде Эно, сестре Филиппа Намюра. Последний - Филипп Благородный Эно, счел допустимым, что маркграфство Намюр после его бездетной кончины наследует сестра с передачей племяннику. Можно предположить, что старший сын Иоланды Эно и Пьера II Куртене – Филипп, пошел умом в мудрую мать, а не в отца.
Кем лучше быть - настоящим графом или титулярным, то есть формальным, императором? Филипп Куртене решил, что лучше фландрская синица в руках, чем византийский журавль в небе – и графство Намюр куда предпочтительней, чем крайне сомнительный титул императора Константинопольского.
В 1204 году в результате Четвертого крестового похода был нанесен смертельный удар Византийской империи. Впрочем, Византия оказалась настолько живуча, что ее сил еще хватило на то чтобы восстать в скором времени (1261 год) и просуществовать еще почти 200 лет, но былого величия вернуть уже не удалось. И вот с 1204 года берет свое начало несколько запутанная история реальных и титулярных монархов Латинской империи – именно так стало называться недогосударство крестоносцев на землях разгромленной Византии. Связана она как раз с кланами Эно и Куртене. Первым латинским императором стал Бодуэн VI Эно, граф Фландрии, старший брат Филиппа Благородного.
Погиб он уже в 1205 году - в «своей» новой империи. Этот весомый и даже сакральный для Западной Европы титул латинского императора логично должен был быть наследственным, но так как завоевание Византии было поистине общим делом (а по существу общим преступлением) крестоносцев, то и кандидатура следующего императора должна была быть одобрена большинством.
Наследником не имеющего сыновей Бодуэна, стал его брат Генрих. Но и у него (оказавшегося на удивление приемлемым правителем даже для ромеев – кто знает может быть поэтому второй император и не зажился на свете), скончавшегося в 1217 году не было сыновей. Кроме Бодуэна, Генриха и Филиппа в семье Эно был и еще один брат Евстафий (Юстас), но в отличии от братьев у него не было земель и денег – графство Фландрии унаследовали одна за другой дочери старшего брата - Бодуэна.
Посовещавшись, лидеры крестоносцев утвердили императорскую корону за Пьером Куртене – зятем фландрских братьев-императоров – муж сестры, какое-никакое, а все же родство. Другой вероятный кандидат – король Венгрии Андраш II (женатый на племяннице императоров и дочери того же Пьера Куртене – Иоланде) по одной из версий был отклонен «избирателями», как слишком сильный и самостоятельный властитель, по второй – Андраш сам отказался от такого подарка.
Получилось так, что супруга Пьера – императрица Иоланда Эно, добралась до Константинополя, а вот сам третий император был разбит в пути и схвачен деспотом Эпира (одного из ромейских государств, возникших на территории поверженной Византии) Феодором Дукой. Считается, что Пьер Куртене скончался в плену в 1219 году, вместе с последним братом своей жены Иоланды – Евстафием Эно.
Очевидный следующий император – Филипп Куртене (1195-1226), сын Пьера и Иоланды… мягко отказался от императорской короны. Лучше быть Филиппом II, скромным графом Намюр, чем Филиппом I, императором Латинской империи. Иногда графство на севере Европы дороже чем «целая» империя на юге, а жизнь так и вовсе бесценна. Юный граф решил, что Балканы слишком не подходящее место для его семьи: все трое дядюшек, родной отец - так и сгинули. Но императорской короны не отказался Роберт – второй сын Куртене. Этот император по мнению всех хронистов оказался редким глупцом.
Тем временем, Филипп Куртене, граф Намюра, уходит из жизни оставляя свое наследное графство третьему сыну своих родителей, второму младшему брату – Анри. И вот, Анри Куртене (1206-1209), унаследовав за одним старшим братом графство, по его же примеру, отказывается от наследования империи, после того как еще один его старший брат – Роберт, вконец опозоренный, скончался, мотаясь между Римом и Византией.
Что делать крестоносцам? На их «счастье» есть еще один «бесхозный» Куртене – четвертый сын Пьера и Иоланды – Бодуэн, которого и избирают императором Константинополя Бодуэном (или другой вариант произношения, принятый в нашей историографии – Болдуин) Вторым.
Но и Анри Куртене, не успев даже заключить брак (так же, как и его брат Филипп – остается загадкой, почему эти самые осторожные из братьев Куртене не женились, в отличии от своих неразумных родичей) вскоре тоже умер. Маркрафством вначале даже успешно попыталась завладеть Маргарита – старший ребенок четы Куртене, наследуя за младшим братом Анри.
От еще одних претендентов на Намюр: графов Фландрии - своей родственницы Жанны, дочери первого латинского императора Бодуэна и ее мужа-консорта Феррана Португальского, Маргарита Куртене отбилась, а вот от родного младшего брата-императора не смогла.
Незадачливый император (при этом находившийся долгое время под опекой пожизненного императора-регента Жана де Бриенна) Бодуэн II Куртене только и думал где бы ему раздобыть денег на защиту «своей» все уменьшающейся под ударами болгар, греков-никейцев и эпирцев Латинской империи. Изгнав сестру Маргариту из Намюра, он в числе всех остальных своих земель, после долгих и запутанных махинаций в конце концов продал маркграфство Ги Дампьеру – внуку графа Фландрии и императора Константинополя Бодуэна Эно. Так Намюр оказался проданным во второй раз, а Бодуэн Куртена оставил без всего единственного родного сына – последнего из старшей ветви Капетингов-Куртене.
Графство Намюр, часть 1-ая Албания Карла Анжуйского Королевство Мальорка