В 1954 г. в Главном павильоне Всесоюзной сельскохозяйственной выставки была открыта масштабная скульптурная композиция – горельеф «Знаменосцу мира, советскому народу - слава!». Художники П.З. Фридман, Л.Д. Муравин, Н.П. Белугин, Д.И. Никитин, Г.Н. Постников, архитектор А.П. Великанов под руководством Е.В. Вучетича на площади в 90 кв. м создали картину триумфального шествия советского народа.
Люди разных возрастов и национальностей, представители всевозможных профессий, прототипами которых являлись реальные жители большой страны, были изображены на фоне главного корпуса Московского государственного университета, Шуховской башни и Днепровской гидроэлектростанции. Центром композиции стали фигуры рабочего и колхозницы, держащие в руках советский герб, за которым развевалось знамя с профилями К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина и И.В. Сталина.
Для того чтобы на горельефе появились около полутора тысяч гипсовых, тонированных под бронзу скульптур, коллектив авторов работал целых три года. Но, несмотря на внушительные размеры всей композиции (высота – около 7 м, ширина – около 13 метров), ее глубина равна всего 73 см.
Перемены, начавшиеся в стране в 1950-е гг., не обошли стороной и знаковые художественные произведения эпохи. После начала развенчания культа личности И.В. Сталина, в 1956-м г., его изображение и профили К. Маркса, Ф. Энгельса были стерты с центрального знамени горельефа. В 1960-е гг. из композиции был убран советский герб и на плече рабочего появился младенец, а чуть позже горельеф и вовсе закрыли из-за несоответствия новым веяниям борьбы с архитектурными излишествами. Но последнюю точку в судьбу одного из интереснейших экспонатов Выставки достижений народного хозяйства поставили в 1990-е гг.: Центральный (Главный) павильон стал торговой площадкой, а горельеф был зашит листами фанеры, из-за чего долгое время считался утраченным.
Новую жизнь монументальное творение Е.В. Вучетича обрело только в начале 2000-х гг. В 2014-м г. горельеф обнаружили при демонтаже фальшстены в 9-м зале павильона «Центральный», а уже в 2016-м г. была завершена реставрация этого художественного произведения.
В настоящее время в музее ВДНХ хранится уникальный экспонат – фотопленка, на которой запечатлен процесс работы над горельефом «Знаменосцу мира, советскому народу – слава!». Автор редких кадров - Рябчиков Евгений Иванович (1909-1996) - журналист, за годы своей карьеры работавший в таких печатных изданиях, как «Комсомольская правда», «Огонек», «Литературная газета», «Правда» и др., создатель сценариев и закадровых текстов к первым фильмам об освоении космоса.
События, отраженные на пленке, происходят в мастерской скульпторов ориентировочно в 1950-1954-х гг.: горельеф только создается, идёт процесс формовки, то есть со скульптур, исполненных в мягком материале, снимают гипсовые формы, чтобы впоследствии сделать гипсовые отливки финальных скульптур. На первом плане еще отсутствуют фигуры рабочего и колхозницы, державшие в руках до 1960-х гг. советский герб. На кадрах заметна и одна из первоначальных деталей горельефа - 4 профиля, изображенные на центральном знамени.
Среди отдельных скульптур всей композиции можно увидеть фигуру узбека с цветком хлопка, это дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Сталинской премии Назарали Ниязов. Прототип этой скульптуры был определён в ходе реставрации горельефа.
Дарителем исторической фотопленки стал Рябчиков Борис Евгеньевич, доктор технических наук, сын Рябчикова Е.И.
Понравилась статья? Не забудьте подписаться на наш канал: https://zen.yandex.ru/vdnh