Коротко о том, как можно решить одну из проблем, связанных с нежелательным поведением ребёнка. Приведу несколько примеров и вариантов решений.
Задача
Дано: Ребёнок, который проявляет повышенный интерес к какому-либо процессу. Например, разрывание бумаги, плескание в воде, разбор техники. Список можете продолжить.
Условие: Во время такой игры ребёнок то и дело портит наше имущество: рвёт книги, заливает ванную водой, ломает технику.
Вопрос: Что с этим делать?
Это канал о поведении. Разбираюсь с тем как оно устроено благодаря науке Прикладной анализ поведения (АВА) и опыту использования полученных знаний в воспитании сына с аутизмом, повседневной жизни и менеджменте.
Решение
Если человек демонстрирует поведение, значит, оно необходимо ему, чтобы взаимодействовать с окружающей средой. Значит, что-то это поведение поддерживает.
Подробно о том, что может поддерживать поведение написала в статье "Зачем он это делает?"
В соответствии с приведёнными в начале статьи примерами разберу, что можно предпринять, если мы имеем дело с последствием в виде автоматического подкрепления - это когда процесс доставляет удовольствие сам по себе.
Раз так, надо подумать, какие именно ощущения побуждают нашего героя вести себя определённым образом и придумать альтернативу.
Например
- Разрывает книги, потому что нравится шорох рвущейся бумаги? Давайте найдём черновики или старые журналы, которые не жалко будет разрывать. Возможно, у вас найдутся бумаги, которые подлежат уничтожению.
- Плещется в воде, потому что нравятся брызги и ощущение воды? Отлично! Давайте организуем тазик с водой и покроем близлежащую поверхность плёнкой. Будем мыть игрушки. Или нальём ванную и будем купать ребёнка.
- Разбирает технику, потому что интересно, что там внутри или интересно откручивать и снимать? Можно найти специальный конструктор, старые игрушки или предметы, которые без сожаления можно будет разобрать и изучить их содержимое.
При этом, мы будем поощрять поведение в предложенных нами условиях и останавливать в тех случаях, когда оно демонстрируется неприемлемым образом.
Вот это прям очень важно! Надо поощрять и хвалить ребёнка, когда он играет в предложенных нами условиях. Желательно, по возможности, играть и участвовать в процессе вместе с ним.
Дополнительно придётся поискать, чем бы ещё можно было заинтересовать нашего героя, чтобы было на что переключить его внимание.
Ответ
С детьми надо играть.
Играть в те игры, которые нравятся детям.
Играть, если угодно, в лётчиков и космонавтов, чтобы сами они не подняли на воздух ваш дом.
В случаях, когда приходится иметь дело с навязчивым интересом - это когда ребёнок повторяет действие многократно в течение дня, придётся использовать дополнительные поведенческие методики. Если интересно, напишу об этом отдельно. Подписывайтесь!
Надеюсь, было полезно.
Здоровья вам и хорошего настроения!
Любая активность на канале приветствуется и помогает расширять аудиторию его читателей. Вдруг для кого-то из них эта информация будет иметь решающее значение.
#ава-терапия #аутизм #дети #семья