М.К. Тихонравов – советский учёный, инженер, конструктор и сподвижник С.П. Королёва. Был доктором технических наук, Герой Социалистического труда и заслуженный деятель науки и техники РСФСР.
Тихонравов родился 29 июля 1900 года во Владимире, Российская Империя. В полтора года его семья переехала в Санкт-Петербург, там он учился в 3-ей классической гимназии. В 9 лет побывал на авиационном представление, после чего у Михаила начал проявляться интерес к авиации, небо стал всей его жизнью, а книги по воздухоплаванию основной литературой. Свободно владел латынью и читал французские книги в оригинале. В 1918 году он и его семья уезжают из Санкт-Петербурга в Переславль к родственникам, в СПб во время революции жизнь была трудной и множество людей уезжали в провинции.
В 1919 году служил в РККА, работал помощником в переславском комитете РКСМ. В 1920 поступает в Институт инженеров Красного Воздушного флота (ныне Военно-Воздушная инженерная академия имени Н.Е. Жуковского). Во время обучения совместно с В.С. Вахмистровым, будущим известным инженером, спроектировал и построил планер «Змей Горыныч». В 1925 году Тихонравов представлял советский планер на соревнования в Германии, его результаты были значимы: высота полёта – 265 м., длина полёта – 11 км. Окончив учёбу в том же году работал на нескольких авиационных заводах, ему принадлежит конструкция следующих планеров:
· АВФ-1 «Арап», 1923
· АВФ-22 «Змей Горыныч», 1925
· «Жар-Птица», 1927
· «Гамаюн», 1928
· «Скиф», 1928
· «Комсомольская правда» или «Жар-Птица-2», 1929
· «Скиф-2», 1931
В секции планеризма СССР в ОСОАВИАХИМе познакомился с С.П. Королёвым. Они начали сотрудничать и Королёв назначил Тихонравова на работу по созданию первой баллистической ракеты на основе жидкого топлива, испытания которой закончились успешно. В 1932 году работал начальником бригады в ГИРД, разрабатывал двухступенчатый ракетный двигатель и в 1933 советскую ракету на основе гибридного топлива. В этом же году провёл около 16 испытаний и после множества неудачных попыток его хотели отправить в отпуск, но 17 августа ракета «09» поднялась на 400 метров, тем самым, испытания прошли успешно. В 1934 работал Начальником отдела в Ракетном институте. С 1938 года Тихонравов занимался исследованием и разработкой жидкостного ракетного двигателя, он не завершил свою работу и был переназначен на разработку снарядов для «Катюши». В 1940 – 1943 гг. возглавлял конструкторскую группу.
После Второй Мировой в 1945 – 1946 разработал первый проект корабля ВР-190 для полёта человека на высоту 150 – 200 км, который будет реализован только через 15 лет. Проектировался пилотируемый аппарат в Реактивном научно-исследовательском институте (ныне МИТ, также известен как НИИ-1). Тогда же разрабатывалась одноступенчатая баллистическая ракета Р-1. Изучив все работы Циолковского Михаил продолжил расчёты самых оптимальных траекторий полёта. С 1948 вся его группа конструкторов занимается конструированием Р-1, на 300 км., разработкой Р-2, на 600 км. и проработка первой ракеты, которая потом сможет преодолеть расстояние в 1000 км. Тихонравов помогал во всём Сергей Павловичу и с первым спутником тоже – ИСЗ. Остальные его наработки и проекты уже были созданы исключительно совместно с группой конструкторов. Однако есть одна интересная работа – это разработка пилотируемого аппарата для полёта на Луну в 1954 году, которая также реализуется через 15 лет, но уже американской стороной.
М.К. Тихонравов значимая личность в советской истории, человек который возглавлял группы конструкторов и занимался собственными разработками. Некоторые его проект с полётом человека в космос или на Луну опережали действительность на 15 лет. При сотрудничестве с Королёвым, они достигли высот в освоение космоса. Тихонравов Герой советского народа, подаривший новые высокие технологии для человечества.
#россия #ссср #ракета #космос #история #alvi