«Так говорит Господь: разве, упав, не встают и, совратившись с дороги, не возвращаются?» (Иер. 8.4)
Имя преподобной Марии Египетской часто вспоминается Великим постом. С ней связано чтение Великого канона – называемое «Мариино стояние». Ее именем названа пятая неделя Великого поста. Да и память святой, празднуемая 14 апреля, зачастую попадает на период поста, как случилось и в этом году. Уроки ее жизни так щедро рассыпаны, словно звезды по небу, что их нельзя не замечать.
Живший в V веке монах Зосима помыслил о себе, что он преуспел в монашестве больше чем другие подвижники. Такая мысль совсем не оригинальна и может поджидать любого человека, который много потрудился во славу Божию. Труды в его глазах вдруг выросли до невероятных размеров, а весь мир стал бесплодной пустыней. «Есть ли на земле инок, могущий меня наставить и показать пример такого постничества, какого я еще не прошел?», – пишет святитель Димитрий Ростовский о мыслях подвижника. Это опасные думы, за которыми стоит потеря смирения. Бог ответил Зосиме. Чтобы смириться, монаху пришлось пойти вглубь пустыни. Там встречи с ним ждала женщина некогда блудница, жившая грехом в течение 17 лет в городе Александрия. Знакомство с этой женщиной Марией и должно было смирить, а также обрадовать Зосиму.
Итак, урок номер один: не гордиться, но иметь страх Божий. Всегда у Господа найдется человек на фоне, которого золото наших трудов поблекнет и тогда нас охватит стыд.
Можно высокопарно сказать о величии святости, явленной через покаяние великой грешницы, о ее почти полувековом ожидании Причастия, но в нынешнее время лучше сказать о всепоглощающей силе блуда на примере преподобной Марии Египетской. Времена меняются, прогресс не стоит на месте, а люди какими были, такими и остаются. Для многих и древних, и современных людей разврат являлся смыслом жизни, который вел к опьяняющему самоубийству. С блудом знаком ведь каждый: кто-то плотью, кто-то умом, а кто-то и тем и этим. А вот так, чтобы на локоть от земли подниматься во время молитвы, по водам ходить, знать Писание, ни разу его до этого не открыв, опалять бесов знамением Креста, так у кого-то даже перед смертью едва ли получится. Да и не в этом дело, а в том, что человек способен годами, десятилетиями прикипать к сладкому греху и без зазрения, укоров совести даже не думать о покаянии. Мария не смогла войти в Иерусалимский храм, несмотря на то, что в него свободно входили паломники, блудившие с ней. Ее мера была уже переполнена. Бог вмешался, потому что пришла пора ей каяться, но не для того чтобы снова вернуться к прежнему, а чтобы или измениться, или умереть.
Урок номер два: блуд силен, он мучительно услаждает тело, но затуманивает разум и ослабляет волю. Все нутро будто отравлено ядом, и без неистовой борьбы этот гнойник не удалить.
Мария Египетская причастилась только один раз перед уходом от мира в пустыню. И не могла она и не хотела покидать землю без еще одного причащения. Вот ради этого причастия и ходил также Зосима в пустыню. Он шел туда, чтобы увидеть сокровище – великую святую, а она ждала, что он придет с великим сокровищем – Святыми Христовыми Тайнами.
Урок номер три нередко ускользает от внимания – нам с большей благодарностью и трепетом стоит относиться к этому сокровищу, которое свободно преподается всем православным христианам, лишь бы мы приступали «со страхом Божиим и верою». Важно понять, нет такого греха, чтобы Бог не простил. Вопрос в другом – способны ли мы это принять?
Автор: Виктория Колтыга
Больше наших статей смотрите тут.
Так же у нас ЛУЧШАЯ Библия онлайн с толкованиями Святых отцов на каждый стих , заходите.
И видео лекции на каждую главу Библии современными богословами и учеными, смотрите.
Изучать Библию с Экзегет интересно! Крупнейшая Библейская ВИКТОРИНА.