Статья Светланы Бирюковой, Оксаны Синявской и Дарьи Каревой посвящена оценке распространенности неформальной занятости на российском рынке труда и оценке ее связи с рисками монетарной бедности. Расчеты показали, что на протяжении последних 20 лет в среднем около четверти российских занятых были включены в неформальный рынок труда по основной или дополнительной работе.
Можно говорить о существовании на российском рынке труда нескольких зон неформальности, в которых действуют разные мотивы к деформализации, в частности: низкоквалифицированной занятости в неформальном секторе, занятости только в формате неформальных подработок («случайная занятость») и частичного ухода в неформальный сектор при сохранении официального трудового контракта по основному месту работы.
Занятость с получением части или всей оплаты труда на основной работе неофициально — то есть без заключения формального контракта или с указанием в нем оплаты труда ниже фактической, с нарушением норм действующего регулирования — в большей степени распространена среди мужчин, молодежи и лиц раннего трудоспособного возраста, а также граждан с образованием ниже среднего специального. При этом в структуре занятых, получающих часть или всю оплату труда неофициально, преобладают, хотя и с незначительным перевесом, женщины, лица в возрасте 30–49 лет, а также граждане со средним специальным образованием.
Регрессионный анализ показывает наличие статистически значимой связи между включенностью в неформальный рынок труда и рисками монетарной бедности: полностью неформальная занятость в 2019 г. связана с более высокими шансами попадания домохозяйства, в котором проживает респондент, в бедность, а в 2020 г. — с более низкими.
Подробнее со статьей можно ознакомиться на сайте журнала https://doi.org/10.3897/popecon.6.e78235