Рассказывают шедевры французской живописи.
Изображать мимику, эмоции, художники научились достаточно поздно. Потому что мимика -- это мускулы лица, а анатомию (вскрывая трупы) художники учить тоже стали не рано. Вообще, это был путь открытий. Раньше всего научились изображать улыбки, но и то, это были такие странные, будто приклеенные. Также эмоции отображают с помощью жестикуляции, поз.
Вообще это тема отдельного разговора, тут же я просто хочу немного рассказать о выставке именно на эту тему под названием "Le Théâtre des émotions", которая сейчас открылась в парижском музее Musée Marmottan Monet. Пресс-релиз выставки сообщает любопытное:
"Выставка объединяет почти 80 работ, начиная со от Средневековья до наших дней, из частных коллекций и государственных музеев. Она прослеживает историю эмоций и их изобразительного выражения с 14 по 21 век. Кураторы: Жорж Вигарелло, историк и профессор философии, и Доминик Лобштейн, историк искусства.
Эмоции постоянно присутствуют в произведениях искусства, художники и скульпторы их исследуют, вычленяют и интерпретируют самыми разнообразными способами. Часто именно эмоция становится смыслом произведения. Восемь разделов выставки иллюстрируют медленную транскрипцию эмоций художниками и их эволюцию во времени в свете эстетических и научных размышлений, а также исторических событий.
Иногда художники пытаются запечатлеть все возможные выражения -- от страдания до радости, от энтузиазма к ужасу, от удовольствия к боли. Луи-Леопольд Буальи посвятил такому исследованию работу с 35 лицами -- "Trente-cinq têtes d’expression" (ок. 1825). Его работу можно рассматривать как репертуар театра человеческой чувствительности, где эмоции обнажаются и проявляются во всех их проявлениях.
Среди представленных произведений, от Средневековья до современности -- проявления чувств, понятных всем и моментально расшифровываемых, красноречивых в своих чертах и выражении.
Выставка предлагает бесконечный репертуар аффективных резонансов нашего внутреннего мира, их присутствие и/или отсутствие, от непостижимых средневековых изделий из слоновой кости до их кричащей сублимации в «Têtes d'otages» Жана Фотрие (1945, Помпиду).
Нюансы представляют особенный интерес. Они также показывают, как одни и те же эмоции менялись с течением времени, как менялись их проявления, как менялось внимание, уделяемое им художниками и значение, придаваемое им зрителями. «Эмоциональные» объекты усиливаются, взгляд обновляется, меняется интенсивность и интерпретации.
Например, то, что когда-то считалось меланхолией, становится неврастенией, насилие становится отвратительным, физиономии "ломаются", как этого не было никогда прежде, скажем, под пером Буальи или Домье. Эмоции теперь имеют бесконечные нюансы, которые история дополняет и делает уникальными.
Выставка работает в Париже до 20 августа 2022.
Подпишитесь на мой канал об искусстве на яндекс-дзене. Или лучше, чтобы ничего не пропускать, подписывайтесь на мой телеграм-канал.