Продолжение разбора романа Франца Кафки "Америка". Читаем внимательно и разбираемся, может ли быть мир возможностей для героев Франца Кафки. Первая часть здесь
Ночью Карл уходит из дома Полландера, приходит в гостиницу, где ночует, а утром знакомится с Робинсоном и Деламаршем, спутником которых он становится. Теперь он полностью попадает в их сферу влияния. Он идёт с ними туда же куда и они, они продают его костюм, хотя он не собирался его продавать, он платит за обеды, хотя не собирался платить и т.д. То есть опять же полностью в русле чужих желаний и намерений.
В отеле «Оксиденталь», куда Карла послали за ужином, Карл знакомится с главной кухаркой, которая приглашает его переночевать в отеле и обещает пристроить на работу. Карл переходит в сферу влияния главной кухарки. Он ночует в отеле и остаётся работать лифтёром. Не ахти какая должность, но в этом произведении это последний раз, когда Карла вовлекают позитивные силы.
Работая в отеле, у Карла есть кров над головой, заработок и даже неплохие чаевые. Он находится под протекторатом главной кухарки, у него вроде бы даже есть вероятность «карьерного роста», он знакомится и сближается с юной девушкой Терезой. То есть вроде бы как бы не ахти что, но в то же время….
К этому моменту Франц Кафка успевает нам уже кое-что рассказать, про безысходность жизни простого человека в Америке. Устроиться на работу не просто, работать нужно много и тяжело, простой человек живёт крайне бедно. Так, например, мать Терезы кончает жизнь самоубийством, после того как голодные и холодные они вместе с маленькой Терезой зимней ночью пытались найти приют и не нашли. В свете таких рассказов совершенно очевидно, что Карл еще неплохо устроился.
Но в какой-то момент в отеле появляется изрядно выпивший Робинсон. Карл боится быть скомпрометированным такой компанией и пытается деть куда-то Робинсона. Но ничего лучше, чем оттащить Робинсона спасть на свою кровать, Карл не придумал. Его отсутствие на посту заметил его начальник и вызвал к себе. Другие лифтеры предупредили Карла, что нужно придумать хорошее оправдание, но Карл его не придумал.
Враждебно настроенный к Карлу швейцар утверждает, что по ночам Карл отправляется в город для ночных развлечений, что является неправдой. Чтобы защитить Карла и разобраться в ситуации, приходит главная кухарка, которая покровительствовала Карлу, и ждёт объяснений от Карла. Но Карл не оправдывается и ничего не объясняет. А в это время в его кровати обнаруживают пьяного Робинсона. Карл начинает оправдываться и первые слова, которые он говорит: это правда, правда, что я привёл этого человека в спальный зал… и т.д.
С одной стороны, независящие от Карла обстоятельства, с другой стороны, его неверные решения и ненастойчивость, и нежелание бороться за своё место. Можно спорить, это обстоятельства непреоборимые, или Карл неправильно себя повёл, но, так или иначе, этот эпизод в очередной раз показывает, что Карл – это щепка в потоке воды. Он не направляет и не определяет свою жизнь, его несёт туда, куда его несёт поток жизни.
Во всём произведении не описана ни одна ситуация, когда Карл принимает решение и выполняет его вопреки препятствиям. И хорошее, и плохое происходит с Карлом без его воли и без его участия. У него есть стремления, цели и намерения, но он ничего не может выполнить.
Уволенного Карла его покровительница главная кухарка направляет в пансион Бреннера, куда по её рекомендации его немедленно возьмут. Опять же, Карл не сам принимает решение, что делать и куда идти, а его направляет внешняя сила.
В городе Карл опять встречает Робинсона, Робинсон тянет Карла за руку, Карл садится с Робинсоном в машину, и они вместе уезжают….
Зачем? Карл так хотел отделаться от Робинсона, он попал из-за него в неприятную ситуацию, он потерял работу, ему обещали новую по протекции, но вместо того, чтобы идти устроиться на новую работу, он уезжает с Робинсоном! Очередной эпизод о том, что действия Карла вызваны почти всегда внешними силами, а не его желаниями и намерениями.
Карл и Робинсон приезжают к дому Брунельды, где теперь живут Деламарш и Робинсон. Карл всё время пытается уйти от них, но ему постоянно что-то мешает, и в результате череды событий он оказывается в квартире Брунельды, откуда тоже порывается уйти. Выясняется, что Карл должен стать слугой у Брунельды, сменив на этой должности Робинсона.
Разговор Карла с Робинсоном в квартире Брунельды
«- Почему ты тут остаёшься, если с тобой так обращаются? - Спросил Карл.
- Извини, Карл, но это дурацкий вопрос, - ответил Робинсон. – С тобой, может, еще похуже моего будут обращаться, а ты всё равно тоже останешься. И кстати, обращаются со мной вовсе не так уж плохо.
- Нет уж, - не согласился Карл, - я-то точно уйду, причём еще сегодня. Я с вами не останусь»
Сначала Карл не может уйти от Деламарша и Брунельды, потому что у него нет возможности, то его не отпускают, то дверь закрыта, но позже у него будет возможность уйти, но он не уйдёт.
Ночью Карл выходит на балкон и на соседнем балконе видит человека, читающего книгу. Это студент. Студент учится в университете и работает. Работу не любит, но очень ценит, потому что, по его словам, работу найти сложно.
«- Значит вы советуете мне остаться у Деламарша? – спросил Карл напоследок.
- Безусловно, - ответил студент, снова склоняя голову над книгой»
Недлинной беседы со студентом оказывается достаточно, чтобы Карл поменял своё мнение и передумал уходить от Деламарша.
Кстати, с самого начала романа автор нам показывает, что Карл понимает, что чтобы занять достойное место в жизни, а к этому он стремится, нужно учиться. Разговаривая со студентом, Карл говорит ему, что тоже хотел учиться. На что студент ему отвечает:
«Так скажите спасибо, что не учитесь. Я и сам-то последние годы учусь скорее по привычке – просто бросать неохота»
И этого разговора оказывается достаточно, чтобы Карл передумал хотеть учиться. Герой Кафки Карл оказывается очень ненастойчивым, очень легко меняющим свои решения, очень легко поддающимся влиянию других людей. И из-за этого он не может выполнить почти ни одно своё решение.
«Раз уж студент, который хорошо знает и Деламарша, и здешние порядки, и вообще человек образованный, посоветовал ему остаться, значит, пока и думать не о чем. Таких непомерных целей, как студент, он перед собой не ставит, еще не известно, удалось ли бы ему дома окончить школу, а если уж даже дома это казалось делом почти невозможным, то тем более никто не вправе требовать этого от Карла здесь, в чужой стране.
Зато надежда найти работу, на которой он смог бы проявить себя и соответственно чего-то добиться в жизни, - такая надежда будет верней, если он пока что займёт место слуги у Деламарша и уж отсюда, из безопасного укрытия, станет поджидать благоприятную возможность»
Какую возможность Карл рассчитывал «поджидать», работая слугой в квартире у странной женщины Брунельды и у Деламарша с Робинсоном, от которых он постоянно пытается уйти?!
Напомню также, что до этого он шёл в пансион, где ему обещала работу главная кухарка, которая, как мы знаем из предыдущих событий, имела возможность давать хорошую работу.
Карл остаётся слугой у Брунельды. В какой-то момент он видит объявление, что театр Оклахомы набирает людей. Карл идёт устраиваться на работу, ведь на объявлении написано:
«Если тебе не безразлично собственное будущее –
Приходи к нам!
Мы всякому говорим – добро пожаловать!
Если ты хочешь
посвятить себя искусству – отзовись!
В нашем театре каждому найдётся дело –
Каждому на своём месте!»
Нигде в книге Кафка не упоминает, что Карл хотел посвятить себя искусству, он идёт в театр, потому что туда берут всех, так написано в объявлении.
При приёме на работу Карл поднимает руку, когда спрашивают, есть ли инженеры, ведь он же когда-то в детстве мечтал быть инженером. Потом признаётся, что он не инженер, его водят по отделам, думая, кем бы можно было его взять, ведь берут, действительно, всех. Наконец его кем-то принимают, даже не указывая кем, но Карл решает, что актёром. Потом один из работников театра спрашивает Карла, кем Карл хотел бы работать, Карл опять говорит, что хотел стать инженером, на что господин говорит, что возможно тогда ему лучше пойти техническим работником?! И Карл становится техническим сотрудником
То есть еще раз: Карл, чтобы занять достойное место в жизни, идёт устраиваться на работу, на которую берут всех, пробует устроиться инженером, потом соглашается на актёра, а потом и на технического работника…
У Карла есть мечта – занять достойное место в жизни. Способ достижения своей мечты он не формулирует через конкретную цель, например, стать инженером. Я хочу хорошее место работы, для этого я стану инженером, потому что инженерам хорошо платят. Но Карл так не мыслит, потому что для этого нужно быть субъектом, а Карл объект, он не принимает решения о своём будущем. Он объект, который постоянно попадает в сферу чужого влияния и двигается курсом, который задаёт субъект, в сфере влияния которого он находится.
Поэтому, приходя в театр, он пытается попасть в позитивную зону влияния, которая сама по себе ему что-то даст. Как было, когда он был рядом с богатым дядей или главной кухаркой.
«А кроме того – он это повторял себе непрестанно, - неважно, какая будет работа, лишь бы получить место и хоть за что-то уцепиться»
Какая конкретно работа будет у Карла мы так и не узнаем, потому что произведение заканчивается, не рассказав нам об этом. Но вряд ли Карла ждёт что-то хорошее впереди, тон произведения не позитивный. Карл все ближе и ближе приближается к социальному дну.
У Карла есть цели и стремления, но они все остаются только намерениями. Если у Грегора в Превращении нет ни целей, ни стремлений, то у Карла они есть. Но они не становятся действиями, они все остаются намерениями. Во всём романе почти нет действий Карла, которые произошли бы согласно его решению. Как правило, все происходит наоборот, вопреки его решениям и намерениям. Либо же эти действия были начаты, но не были закончены.
Не хотел уходить из Нью-Йорка, но ушёл. Читал книгу, но не дочитал. Хотел быть инженером, но не стал. Хотел убежать, но не убежал. Хотел уйти от Робинсона и Деламарша, но не ушёл. Не хотел платить за общий ужин, но заплатил. Не хотел работать у Брунельды, но стал работать и т.д.
Карл всё время переходит из сферы влияния одного человека в сферу влияния другого человека. Кочегар, дядя, Полландер, Деламарш и Робинсон, главная кухарка, Брунельда и Деламарш. При чём человек, или люди, в сфере влияния которых находится Карл, практически полностью определяют его настоящее. Какие-то проявления воли и самостоятельности у него есть, но они эпизодичны.
Точнее они есть часто, но в виде намерений, которые не становятся выполненными действиями. То есть на уровне желаний и намерений у него есть стремления, а на уровне действий и дел – нет. Он не выполняет своих решений. Эпизод о том, как Карл уходит от Деламарша и Робинсона второй раз, прекрасно это показывает. Карл хочет уйти от них, сначала у него нет возможности, его удерживают, но потом возможность у него появляется, но он не уходит. То есть он не выполняет своё собственное желание и намерение.
Любопытно также, что второе название этого романа – «Пропавший без вести». Хотя герой романа, Карл, не пропадает без вести. Роман заканчивается на том, что он куда-то едет, не известно куда, но едет…. То есть Кафка так называет этот роман, но прямо об этом не рассказывает.
Если вдуматься во всё рассказанное, то очевидно, что все этапы жизни Карла, о которых рассказано в романе, составляют ряд циклов, и с каждым циклом Карл всё больше приближается к социальному дну.
Я уже не раз писала, что Кафка всегда выбирает такие слова-образы, которые на уровне ассоциаций передают нам те смыслы, о которых и будет рассказано в произведении. Самый простой пример – это превращение Грегора Замзы в паразита. Сказав нам с самого начала, что Грегор превратился в паразита-насекомого, Кафка дальше всё произведение описывает, что Грегор-насекомое-паразит вёл паразитарный образ жизни, был паразитом для своих родных. Подробный разбор Превращения здесь
Такой приём Франц Кафка повторяет во многих своих произведениях. Причём эти ассоциации, как правило, общепринятые. То есть если поиграть в игру, называем слово – говорим, что первое приходит в голову, то большинству людей придёт в голову именно такая ассоциация, которая используется у Кафки.
Так вот оба названия этого романа – это две общепринятые ассоциации.
- Америка – страна возможностей
- Пропавший без вести – ничего хорошего, точно не известно, но скорее всего всё плохо.
Так вот весь роман и будет о движении от первого ко второму. Он начинается с того, что молодой человек Карл прибывает в Америку и встречает богатого дядю. Кстати, богатый дядя – это тоже из слов-образов-ассоциаций. Что такое случайно найденный богатый дядя?! Обещание неожиданных больших возможностей, которые связаны не с результатом твоих трудов или усилий, а просто так, по счастливой случайности.
Так вот начинается всё с прибытия в Америку (страну возможностей) и встречей с богатым дядей (еще больше возможностей), а дальше герой постепенно опускается всё ниже и ниже, всё страннее и хуже работы…. И в самом конце Карл едет на поезде не понятно куда, не понятно ради какой работы.
«Они ехали два дня и две ночи. Только теперь Карлу открылось величие Америки. Без устали смотрел он в окно…»
И дальше, самый последний абзац
«В первый день они ехали через высокие горы. Чёрно-синие каменистые громады острыми клиньями подступали вплотную к путям, и, сколько не высовывайся из окна, тщетно было разглядеть их вершины; мрачные, узкие, обрывистые долины открывались внезапно и тут же исчезали, так что палец, едва успев показать на них, вновь утыкался в каменную стену; мощные горные потоки, упруго вскидывались на перепадах, неся в своих кипящих водах тысячи пенистых волн, всей тяжестью рушились под опоры моста, по которому торопился проскочить поезд, и были так близко, что их холодное влажное дыхание ветерком ужаса обдавало лицо»
Ветерком ужаса обдавало лицо
На этом заканчивается роман. О чём этот эпизод? Отчасти о величии Америки, как в первой приведённой цитате. Но в гораздо большей степени о неприступности и недоступности этого величия, и о страхе перед ним. И если для кого и открываются возможности в Америке, то уж никак не для Карла, героя Франца Кафки.
Вот такая она, Америка – страна возможностей для героя Франца Кафки. Всё ближе и ближе к социальному дну…
Согласны или не согласны? Пишите в комментариях! Обсудим!
И не забывайте подписываться на канал, продолжение следует!
Следующее произведение, которое я разберу, это - "Сельский врач". Подробный разбор здесь