Часто больные и "неудобные", но честные, похожие на трепетных птиц книги Аделии Амраевой полюбились мне давно - с тех пор, как мы познакомились на форуме молодых писателей в Звенигороде, куда она приехала с рукописью повести "Я хочу жить". Непростая для восприятия, балансирующая на грани прозы для "молодых взрослых" и социально-психологического "взрослого" романа, книга вышла в свет и обрела своего читателя. Так же, как и другая повесть Аделии - "Футбольное поле", о мальчишке, готовом бороться за мечту.
Но сегодня я хотела бы поговорить не о них, а о книге "Германия", вышедшей в издательстве "Детская литература" в 2016 году в серии "Лауреаты Международного конкурса имени Сергея Михалкова". Это книга о дружбе, понимании, о преодолении стереотипов и, конечно, о смелости ясного видения.
"Германия" - цикл рассказов, написанных от первого лица: от лица казахской девочки, год за годом теряющей друзей, которых - одного за другим - "поглощает" чужая страна.
Мама объясняет Дильназ, что в 1941 году, когда началась война, немцев, живших на территории СССР, массово переселяли из Поволжья в Казахстан, потому что считали, что они могут сотрудничать с врагом. Именно поэтому среди соседей так много немецких семей, и это естественно для них - уезжать на историческую родину.
Но Дильназ не хочет понимать суровой логики взрослых: для неё Германия - жестокая Снежная королева, отнимающая сначала годовалого Витьку с его беззаветной любовью к ней, девочке постарше, потом - школьного друга Сашку, расстаться с которым пришлось на полуслове, потом - Свету и Эрику, часть команды мышей-рокеров с Марса.
По иронии судьбы, когда класс делят на группы для изучения иностранных языков, Дильназ выпадает жребий учить немецкий. Никакие убеждения в том, что она будет говорить на языке Гёте и Бетховена, на девочку не действуют. Лучшая подруга изучает английский, и надменные "англичане" дразнят Дильназ фашисткой. Но учитель немецкого поправляет: "Фашист - это тот, кто издевается над людьми", и отторжение постепенно проходит.
Язык Германии больше не томит, но вопросы остаются. Например, почему людей с разными верами хоронят на разных кладбищах?
- Тань, а вот смотри. Вот если б ты не уехала и Сашка тоже. И вот выросли бы мы, состарились и умерли... - Я улеглась на спину, ощущая тепло песка и прохладу пробивающейся из-под него местами глины. - Я бы хотела другое кладбище сделать, чтобы мы все вместе там лежали.И мама с папой, и Шрайнеры, и Ира.
...Просто мы живём... Ну, расстаёмся...А потом и после смерти... Ну да ладно!
И вот настаёт время встречи с настоящей Германией: языковая стажировка для лучших учеников. Дильназ уже почти взрослая, и в этой поездке она встретит друга, которого не отнимут расстояния. А ещё они сбегут от торжественного Гёте в скромный домик Шиллера, съездят на родину Бетховена. А ещё... увидят Бухенвальд. Всё больное, что копилось в душе Дильназ, будет искать виноватого, требовать кого-то к ответу.
В конце экскурсии по "лагерю смерти" экскурсовод произнесёт такие слова:
- Многие спрашивают: мол, зачем этот памятник, зачем музей? Всё было в прошлом, всё ужасно, но ведь прошло. Надо об этом забыть... Но я и мои коллеги делаем всё, чтобы этот памятник был. Потому что это нужно знать, это нужно почувствовать, хотя бы чуть-чуть. Это нужно помнить. Тогда в будущем такого не повторится. И я, немец, сделаю всё, чтобы потомки помнили нашу вину...
Дильназ понимает, что ненависть, копившаяся в ней долгие годы, разбивается об это признание:
...Но сейчас я чувствовала не ненависть, а жалость. Германия кричала, билась в судорогах, выла от боли.Мне вдруг захотелось её обнять, простить ей всё... Может быть, потому, что это была чужая страна? Может, потому,что чужая страна раскаивалась? А может, потому что страна ни при чём?... Мне захотелось её обнять крепко-крепко, как я обнимала маму, когда брата посадили за воровство велосипеда. Мне захотелось её... полюбить...
Совсем недетские размышления о том, что фашизмом оборачивается любая ненависть к человеку другой культуры, любое неуважение к свободе и творчеству, привозит домой казахская девочка. Давний "враг" превращается в друга, потому что, вопреки всему, сердце переполнилось болью - и простило.
Сегодня, среди друзей Дильназ есть люди из самых разных уголков планеты. Она их больше не потеряет: "Потому что детская дружба - она навсегда".