Небольшая модель святыни, найденная при археологических раскопках 10 века до н.э. город в Хирбет-Кейафе, вместе с Храмом 9 века до н.э. , раскопанным в Моце, поможет нам лучше понять Храм Соломона, известного нам только из библейского текста.
Поскольку на Храмовой горе нельзя проводить археологические раскопки, библейский текст, описывающий Храм Соломона, является нашим единственным источником информации об этом здании. В трех длинных главах Книги Царств содержится разнообразная информация о форме Храма, размерах различных комнат, его строительных материалах, его убранстве, его основных культовых принадлежностях и церемонии его посвящения.
Многие архитектурные детали проходов, описывающие Храм, трудно понять. До недавнего времени эти вопросы можно было обсуждать только теоретически, так как никакие эмпирические данные не могли повлиять на этот вопрос. Все изменилось в 2011 году с раскопками в Хирбет-Кейяфе.
Кейяфа и модель каменного храма
Древний город Хирбет-Кейафа расположен в Иудейской низменности на хребте, огораживающем долину Эла с севера.
Рядом в долине находятся другие археологические памятники, такие как Тель-Сокох на востоке и Тель-Азека на западе. Знаменитая битва между Давидом и Голиафом из Гефа также происходит в долине Эла, недалеко от Хирбет-Кейафа, в Эфес-Даммиме, между Сокохом и Азекой (1 Царств 17:1).
В течение семи сезонов раскопок был обнаружен укрепленный город, построенный в начале 10 века до н.э. то есть, что согласно библейской хронологии является временем царя Давида.
При раскопках культового помещения у южных городских ворот мы обнаружили уникальную модель святыни из камня. Такие модели представляют собой миниатюрные постройки для хранения культовых артефактов. Сам факт того, что этот предмет был вырезан из камня, необычен, потому что такие предметы, найденные до сих пор, были вылеплены гончарами из глины. (На самом деле рядом была найдена еще одна модель святыни, сделанная из глины.)
Каменная модель представляет собой резной ящик шириной 21 см, длиной 26 см и высотой 35 см.
На рисунке выше показан фасад объекта после реконструкции. Боковые и задние стороны представляют собой простые плоские стены, а фасад элегантно профилирован. В центре фасада находится большой прямоугольный дверной проем шириной 10 см и высотой 20 см. На богато украшенном фасаде здания высечен ряд архитектурных элементов: тройной углубленный дверной проем и триглифы. При изучении архитектурного стиля, представленного в модели, выяснилось, что эти компоненты фигурируют в библейском описании Храма Соломона.
Тройной утопленный дверной проем
Вход модели имеет три взаимосвязанных рамы: внешняя рама самая большая, средняя рама меньше и утоплена от первой внутрь модели, а внутренняя рама самая маленькая, снова утоплена относительно первых двух. Этот тройной дверной проем образует три ряда перемычек над входом и три ряда дверных косяков с каждой стороны. Четвертая рама, доходящая до верха конструкции, по-видимому, представляет собой край здания, но может указывать на четвертую внешнюю дверную раму.
Этот углубленный дверной проем проливает свет на описание входа с переднего двора (улам) во внешнее святилище или большой зал (хехаль) в Книге Царств:
מלכים א ו: לג וְכֵן עָשָׂה לְפֶתַַ הַהֵיכָל מְזוּזוֹת עֲצֵי שָׁמֶן מֵאֵת רְבִעִית.
1Цар 6:33 И косяки у входа во двор сделал из оливкового дерева с четырьмя сторонами.
Еврейское словосочетание מֵאֵת רְבִעִית означает что-то вроде «вчетвером»; его часто меняют на רְבֻעוֹת. Греческий LXX интерпретирует эту фразу (или альтернативный текст на иврите) как στοαὶ τετραπλῶς, что означает «четырехсторонний портик». Глядя на модель, мы предполагаем, что смысл в том, что вход имел четыре мезузы (дверные косяки).
Согласно Книге Царств, вход между внешним святилищем и внутренним святилищем / святилищем или святая святых (девир) имел пять мезуз (дверных косяков ) из оливкового дерева:
מלכים א ו: לא וְאֵת פֶּתַח הַדְּבִיר עָשָׂה דַּלְתוֹת עֲצֵי שָׁמֶן הָאַיִל מְזוּזוֹת חֲמִשִׁית.
3Цар 6:31 Для входа в святая святых он сделал двери из оливкового дерева с пятисторонними пилястрами и косяками.
Тщательно выполенная модель из Хирбет Кейафа, которая включает дверной проем, украшенный углубленными рамами, ясно показывает, что входы в храм действительно могли быть украшены несколькими углубленными дверными рамами.
Встраиваемые дверные рамы на древнем Ближнем Востоке
Этот дизайн известен из многих сооружений на древнем Ближнем Востоке. Самый ранний пример таких утопленных рам находится в Тепе-Гавра в Месопотамии, датируемый примерно 4500 г. до н.э. , в трех храмах, стоявших на городской площади.
Десятки подобных дверных проемов известны из раскопок в Месопотамии, датированных четвертым, третьим, вторым и первым тысячелетиями до н . э., в основном в храмах.
Фактически, они были настолько типичны для входа в храм, что со временем стали символом храма и присутствия божества в его храме. Единственные известные примеры этого мотива в Израиле относятся к Хирбет-Кейяфе. Оба являются уникальными культовыми объектами. Первая — это каменная модель, подробно обсуждаемая здесь. Второй представляет собой базальтовый алтарь, украшенный с узкой стороны, как фасад строения, включая дверной проем, вокруг которого было вырезано несколько рам.
Таким образом, может показаться, что этот стиль строительства достиг Земли Израиля только в железном веке и что ханаанская культура среднего и позднего бронзового века обычно не украшала дверные проемы храмов углубленными рамами. Ни один из великих ханаанских храмов, найденных в различных местах страны, таких как Хацор, Мегиддо, Сихем и Лахиш, не использовал этот мотив. Эти ханаанские храмы бронзового века похожи на ассирийские и египетские храмы, которые не имеют таких дверных рам.
Триглифы
Между дверной рамой и крышей модели находится ряд выступающих прямоугольных элементов. Каждая разделена глубокими прорезами на три меньших параллельных прямоугольника. Четыре таких выступающих прямоугольника полностью сохранились, и видны остатки трех других, вместе образующих семь таких элементов. Этот элемент изображает деревянные балки, поддерживающие крышу, и называется «триглиф»; это общая черта классической архитектуры греческих храмов.
Триглифическое украшение модели храма из Хирбет-Кейафа старше греческих храмов на несколько столетий; примерно на полтысячелетия раньше, чем храмы Акрополя в Афинах. Свидетельства из Хирбет Кейафа предполагают, что мотив триглифа возник не позднее начала десятого века до н.э., намного раньше, чем предполагалось ранее.
Это также проливает свет на библейский текст, в котором используется выражение целаот (צלעות) в различных контекстах при описании Храма. В целом этот термин относится к деревянным доскам, например, к «кедровым доскам» и «кипарисовым доскам».
מלכים א ו: טו וַיִּבֶן אֶת קִירוֹת הַבַּיִת מִבַּיְתָה בְּצַלְעוֹת אֲרָזִים מִקַּרְקַע הַבַּיִת עַד קִירוֹת הַסִּפֻּן צִפָּה עֵץ מִבָּיִת וַיְצַף אֶת קַרְקַע הַבַּיִת בְּצַלְעוֹת בְּרוֹשִׁים.
3-я Царств 6:15 Он обшил стены дома изнутри целаотом из кедра. Он также обложил деревом стены изнутри, от пола Дома до потолка. И он покрыл пол Дома целаотом из кипариса.
Книга Царств предполагает, что такие доски использовались для обшивки внутренних стен внешнего святилища и святая святых. Также описываются доски, окружающие внешнее святилище, и святая святых возле крыши:
מלכים א ו: ה וַיִּבֶן עַל קִיר הַבַּיִת (יצוע) [יָצִיעַ] סָבִיב אֶת קִירוֹת הַבַּיִת סָבִיב לַהֵיכָל וְלַדְּבִיר וַיַּעַשׂ צְלָעוֹת סָבִיב.
3Цар 6:5 Поверх внешней стены Дома – наружных стен Дома, окружавших Большой Зал и Усыпальницу, – он сделал целаот со всех сторон.
Во многих переводах термин целаот интерпретируется как «боковые камеры». Тем не менее, это ошибочный перевод, и речь идет об использовании деревянных досок, поддерживающих крышу.
Поддержка этого перевода исходит от Иезекииля, который описывает Храм с целаот, в группах по три, тридцать раз, окружающих Внешнее Святилище и Святое Святых:
יחזקאל מא: וְהַצְּלָעוֹת צֵלָע אֶל צֵלָע שָׁלוֹשׁ וּשְׁלֹשִׁים פְּעָמִים וּבָאוֹת בַּקִּיר אֲשֶׁר לַבַּיִת לַצְּלָעוֹת סָבִיב סָבִיב לִהְיוֹת אֲחוּזִים וְלֹא יִהְיוּ אֲחוּזִים בְּקִיר הַבָּיִת.
Иез 41:6 А целаот (доски) были организованы по три, в тридцать групп, и уложены поверх стены, вокруг всего здания, но не примыкают к стенам здания.
Опять же, предпочтительным переводом здесь было «боковые комнаты», но можно предположить, что Иезекииль представляет целаот в виде деревянных досок, сложенных в группы по три, как триглифы в модели храма Хирбет-Кейяфа. То же самое относится к целаот в описании дворца Соломона:
מלכים א ז: ג וְְָפֻן בָּאֶרֶז מִמַּעַל עַל הַצְּלָעֹת אֲשֶׁר הַצְּלָעֹת אֲשֶׁר עַל הָעַמּוּדִים אַעַבָּעִים וֲַַמִשָּׁה ֲֲמִשָּׁה עָשָׂר הַַּוּר.
3Цар 7:3 Он был покрыт кедром над целаотами (досками), которые клали поверх столбов, 45 досок в 15 группах.
Короче говоря, библейские целаоты возле крыш монументальных зданий, таких как дворец или храм, организованы группами по три. Это вклад модели храма Хирбет-Кейафа в лучшее понимание текста.
По соотношению расстояний между балками во дворце Соломона можно представить, что балки располагались на расстоянии 4 локтей друг от друга.
Окна
Хотя многие ученые не включали окна в свою реконструкцию храма, ясно, что в Храме были окна; в тексте они прямо упоминаются:
מלכים א ו:ד וַיַּעַשׂ לַבָּיִת חַלּוֹנֵי שְׁקֻפִים אֲטֻמִים.
3Цар 6:4 Он сделал окна для дома, шекфим и атумим .
Смысл стиха сложен: слово шакуф обычно означает «прозрачный», а атаум означает «непрозрачный». Как окна могут быть одновременно прозрачными и непрозрачными? Версия короля Якова переводит это как «окна узкого света», а Танах Нового еврейского издательского общества переводит эти термины как «утопленные и решетчатые».
Вероятно, речь идет об окнах с утопленными оконными рамами. Такие окна выгравированы на многих изделиях из слоновой кости, на которых изображена женщина, смотрящая в окно. Хотя в модели нет окон, в ней есть утопленные отверстия, параллельные утопленным рамам вокруг окон Храма.
Храм Моца
В 2012 году, менее чем через год после того, как модель храма была найдена в Хирбет-Кейяфе, близ Иерусалима в Моце был найден храм девятого века до нашей эры . И храм в Моце, и Иерусалимский храм существовали одновременно, и поэтому первый может помочь нам лучше понять библейский текст, относящийся к Соломонову храму.
Строение в Моце обращено на восток и включает в себя две колонны спереди, передний двор (Улам), внешнее святилище (Хехал) и, вероятно, часть Святая Святых (Девир).
Он также имеет внешнюю структуру, окружающую его с западной стороны. Таким образом, храм в Моце во всех аспектах соответствует библейскому описанию храма Соломона в Иерусалиме.
Археологические раскопки обнаружили похожие храмы, которые освещают культурный фон, общий с храмом в Иерусалиме, например, храмы в Телль-Тайинат на юге Турции, храм в Тель-Араде и храм в Айн-Дара на северо-западе Сирии.
С открытием каменной модели в Кейяфе и храме в Моце стало возможным обсуждать Храм Соломона на основе информации, полученной из мест, близких к нему, как географически, так и с библейской точки зрения, хронологически. Храм в Моце помогает нам понять горизонтальный план храма Соломона, а модель здания Хирбет Кейяфа помогает нам понять вертикальную форму здания.
Построен в десятом веке до нашей эры?
В течение последних нескольких десятилетий ученые долго спорили, действительно ли Храм был построен в конце десятого века, когда царь Соломон якобы правил в Иерусалиме. Некоторый свет на этот вопрос проливают находки в Кейяфе и Моце.
Описание храма, построенного царем Соломоном в 3-й книге Царств 6, отражает некоторые из основных характеристик царской архитектуры в Леванте в 10-7 веках до н.э. Загадочные отрывки внезапно приобретают смысл, если их интерпретировать через призму этих археологических примеров. Это, в свою очередь, свидетельствует о том, что автор 1 Царств 6 знал об этом особом типе архитектуры, неизвестном в Леванте до эпохи Давида и Соломона. Модель храма Хирбет Кейафа является прямым свидетельством того, что этот стиль строительства был известен в Иудее в 10 веке до нашей эры.
Одной из основных функций историка является сопоставление и сопоставление источников. Если разные источники независимо свидетельствуют об одном и том же явлении, историческая достоверность этого явления значительно повышается. Таким образом, обнаружение модели каменного храма в Хирбет-Кейяфе и храма в Моце делает более правдоподобным предположение, что подобный храм мог быть построен в Иерусалиме в тот же период.