Психологи выяснили, что дети начинают воспринимать таблицы к 5 годам. Однако учить пользоваться таким инструментом получения, систематизации и усвоения информации чаще начинают уже в школе. Как правило, даже не в первом классе.
Преподаватели онлайн-школы программирования Hello world рекомендуют не ждать, когда ребенку исполнится 7-8 лет, а учить пользоваться таблицами намного раньше. Это поможет ему быстрее осваивать школьные предметы. Рассмотрим, что стоит объяснять детям.
Читаем строки
Ряд или строка – самый простой элемент таблицы. Именно с него и нужно начинать знакомство. Важно, чтобы малыш четко усвоил навыки ориентирования в пространстве и умел описывать расположение объектов. Далее – можно приступать непосредственно к действиям со строками:
● исследование элементов структуры строки;
● определение положения каждого предмета в строке относительно других;
● поиск закономерностей построения строки;
● выделение признака, который обобщает или объединяет – цвет, форма и т.д.;
● счет предметов в строке, определение общего количества и того, каким по счету находится тот или иной предмет;
● продолжение строки по аналогии;
● нахождение и удаление лишнего, например, третьего, самого маленького предмета;
● постепенное увеличение количества элементов в строке.
Желательно, чтобы ребенок мог рассматривать ряды, которые его окружают и работать с ними. Например:
● сортировать книги на полке так, чтобы не перемешивались цвета, увеличивалась толщина;
● расставлять игрушки по размеру, форме и т. д. – кубики, машинки.
Важно, чтобы малыш имел возможность отработать каждый критерий оценки. Начинать стоит с двух-трех предметов, затем – постепенно добавлять еще.
Такие занятия помогают учиться сравнивать, обобщать, группировать и классифицировать, мыслить структурно и абстрактно.
Строим столбцы
Следующий этап – говорим о том, что ряды могут быть не только горизонтальными, но и вертикальными. Когда будут успешно освоены принципы сравнения одной строки, можно предложить задания с двумя-тремя. Но усложнять нужно постепенно.
К предметам в строке, например, полке с игрушками, пристройте столбец с точкой – ячейкой пересечения. И начинайте работу с ней: пусть ребенок сначала определит ее положение как ячейки строки, затем – как ячейки столбца. Дальше – можно повторить те же действия, что и при работе со строкой.
Анализируем данные
На занятиях ребенок учится анализировать данные о предметах, полученные при исследовании строк и столбцов. Но для закрепления материала важны наглядные примеры из жизни. Это позволит развивать не только абстрактное мышление, но и фантазию:
● найдите на страницах книг горизонтальные ряды в виде строк и в виде слов;
● представьте в виде рядов пальчики малыша: предложите определить, в каком случае это строки, а в каком – столбцы;
● пусть этажи в многоэтажке «станут» строками, а подъезды и окна над ними – столбцами;
● поэкспериментируйте с заполнением строк-полок шкафа, используя разные критерии и признаки предметов.
Отлично «работают» игры. «Морской бой» и разнообразные лабиринты дают возможность малышу познакомиться с тем, что происходит внутри таблиц.
Не менее интересны будут и задания типа «нарисовать пятиэтажный дом, где на втором окне третьего этажа стоит цветок». Как вариант – построить дом из толстых книг, в котором первый этаж – коричневый, третий – зеленый, а последний – красный.
Регулярные постепенно усложняющиеся занятия помогут малышу лучше ориентироваться в табличной системе и ее свойствах. Главное – найти способ, который будут интересен, чтобы «уроки» стали увлекательной игрой.
А в каком возрасте вы начали изучение таблицы с ребенком? Напишите в комментариях.
Читайте еще: