Найти тему

Великий пост – время ужесточения дисциплины в духовных семинариях

Совсем недавно наступила предпоследняя неделя перед страстной седмицей. И многие православные христиане могут уже подвести итоги прошедшего времени великого поста. Пост, индивидуален для каждого человека, по причине индивидуальности и уникальности каждой человеческой личности, не говоря уже о физических особенностях каждого человека, и невозможности создать универсальный режим поста для всех христиан. Однако в Церкви существует некие ориентиры для правильного направления человеческой деятельности в это время нравственной работы над собой. И, к сожалению, встречаются различные ситуации, когда такие ориентиры становятся орудием полицейского контроля, особенно это свойственно духовным учебным заведениям и в особенности духовным семинариям.

Данная статья будет посвящена освещению и разбору различных особенностей и нюансов касательно работы административного аппарата духовных семинарий, а также влияние такой работы на самих учащихся в очень непростой период великого поста.

1. Начало поста – ужесточение дисциплины

Не секрет для любого человека, учившегося хотя бы год в духовной семинарии, что с началом великого поста в духовной семинарии, как правило, происходит ужесточение дисциплины, которое в зависимости от местных особенностей, проявляется в различных изменениях: усиление контроля посещаемости учебных занятий, богослужений и иных официальных мероприятий. Также происходит ужесточение самих наказаний за те или иные провинности, начиная с простых письменных объяснительных и заканчивая отчислением из состава учащихся. И многие бывалые семинаристы, при наступлении великого поста начинают перестраховываться и избегать «лишних» встреч с различными представителями администрации семинарии (дежурным помощником проректора по воспитательной работе или как его называют в семинарских кругах – дежпомом, самим проректором по воспитательной работе и даже с ректором).

2. Акценты со стороны администрации

Главные акценты на различные проступки или нарушения дисциплины, на которые делают представители местной администрации:

· Посещение богослужений;

· Пользование гаджетами во время официальных мероприятий, кроме учебных занятий (а в некоторых и во время учебных занятий даже по учёбе запрещено пользоваться любыми электронными устройствами);

· Разговоры во время богослужений или занятие посторонними делами;

· Отношения между семинаристами и лицами противоположного пола.

Остановимся на каждом из основных акцентов.

2.1 Посещение богослужений

Во время поста, особенно великого, посещение богослужений, а также утренних и вечерних молитв контролируется представителями администрации строго и даже жестче. Отсутствие на постовом богослужении (особенно в первую и последнюю неделю великого поста) без уважительной причины может повлечь за собой довольно негативные последствия, вплоть до отчисления из состава учащихся (такие случаи случались и продолжают случаться в некоторых семинариях, например в Московской духовной академии), независимо от репутации самого студента семинарии. Да и обычное опоздание на 5-10, или хотя бы на минуту для некоторых дежурных помощников критично и является крепким основанием для требования предоставления письменного объяснения от опоздавшего. Хотя в обычное (внепостовое) время студенты могут себе позволить придти не то что к концу чтения 6-го часа, но даже к началу пения антифонов. Насколько же мне известно, в различных провинциальных семинариях, например: в Екатеринбургской, Саранской, Томской, Донской и многих других требуют приходить на любые официальные мероприятия за 10 минут. Если студент пришёл не за 10 минут, а позже, то это тоже является основанием для требования письменного объяснения от провинившегося, во время великого поста это достигает своего апогея. Кончено во многих семинариях не всё так однозначно, но сама реакция на опоздания очень схожа.

Часто после подобного полицейского контроля, желание придти на службу, мягко говоря, отпадает, а со временем студент начинает просто ненавидеть семинарские богослужения, особенно великопостные.

2.2 Пользование гаджетами

«Гаджет от слов "гад" и "гадость"…» – сказал на одном из своих уроков Бакулин Мирослав Юрьевич (источники: https://vott.ru/entry/445980, https://diak-kuraev.livejournal.com/1361307.html). Может это и не серьёзно звучит, но во многих духовных учебных заведениях происходит некое «гонение» на электронные устройства, особенно в великий пост. Конечно, когда человек просто не может жить без смартфона – это другой вопрос, но во время великого поста телефоны «попадают» в немилость администрации семинарии. Не могу сказать про многие семинарии, но в некоторых провинциальных такого рода «гонения» очень распространены. Особенно выделяются многострадальные студенты Тобольской семинарии. Если тобольский семинарист посмеет достать телефон во время великопостного богослужения и если это заметит кто-либо из администрации, то такому студенту не миновать расправы. Обычно в таких случаях забирают телефон и могут отдать через очень продолжительное время (от двух дней и вплоть выпуска или отчисления, многое решает то, кто поймал с телефоном – дежпом, проректор или ректор), при этом почти не выясняются причины вытаскивания телефона из кармана. Возможно, сейчас такого уже и нет, но подобного рода проблемы всё-таки существуют.

Ещё раз скажу о том, что есть люди и таких всё больше и больше, которые реально зависимы от смартфонов, планшетов, ноутбуков и прочих гаджетов, но это не оправдывает жёстких репрессий хотя бы за то, что человек просто достал телефон. Особенно учитывая тот факт, что смартфон является всё более и более необходимой вещью в повседневной жизни, и довольно трудно обходиться только кнопочным телефоном.

2.3 Разговоры во время богослужений или занятие посторонними делами

Очень часто семинаристы за богослужением начинают болтать, когда не видят никого, кто бы им мог бы сделать замечание по этому поводу. Конечно такие разговоры могут быть любого содержания: богословское осмысление происходящего богослужения, мнения того или иного святого отца на какую-либо церковную проблему того времени и т.п. В современных реалиях, когда богослужение превратилось в театр смешанный с «божественной хореографией» (вход с кадилом, вход с Евангелием, обход архиерея и т.п.), а также чтением и пением молитв и других богослужебных текстов на непонятном для 80-90% присутствующих в храме людей, многие семинаристы на старших курсах перестают видеть смысл в таких богослужениях. Эта хореография уже давно не несёт никакой практической необходимости, которая несла таковую необходимость в более ранние периоды истории церкви, и сейчас едва ли может быть оправдана. И чтобы хоть как-то дать объяснение там или иным богослужебным передвижениям, люди начали притягивать за уши различные «богословские смыслы»: сотворение мира, явление Христа на проповедь и т.п. (этому будет посвящена отдельная статья: «Божественная хореография»). Осознав всю бессмысленность таких моментов богослужения, как было ранее упомянуто, семинаристы порой перестают следить за богослужением и заниматься своими делами.

Обычно самые образцовые, разочаровавшиеся в современном богослужении семинаристы во время служб читают Библию или святоотеческие труды, или просто учат таблицы или конспекты лекций, это особенно видно во время великого поста. Вот так и пытаются семинаристы хоть как-то реализовать украденные богослужебным театром 3, а в монастырях бывает и 4 часа времени, которое можно было бы потратить на учёбу.

За чтение Библии или святоотеческих трудов санкций со стороны администрации обычно не поступало, а если и были, то о них почти не известно. Но разговоры и случаи пользования тем же самым смартфоном строго пресекаются административным аппаратом духовной школы.

2.4 Отношения между семинаристами и лицами противоположного пола

Это отдельная проблема для духовных школ. Во многих духовных школах не приветствуются даже совместные безобидные прогулки между студентом и девушкой, особенно в страшные дни великого поста. В той же, известной многими скандалами, Тобольской семинарии, особенно в 2000-2017 гг., даже поздороваться студенту со студенткой регентской или иконописной школы запрещено, и за это может потребоваться письменное объяснение, а если проректор узнает об этом не в настроении, то может быть объявлен выговор на ближайшем воспитательском совещании. Страшно подумать о том, если тобольского семинариста обнаружат гуляющего с девушкой во время великого поста. И как следствие во многих подобных случаях семинаристы просто ни с кем не общаются из девушек, а если и общаются, то очень аккуратно, дабы не заметил дежпом, который «…ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1 Пет. 5:8).

Возможно, со временем ситуация в Тобольской семинарии поменялась в лучшую сторону, особенно после того как на всём очном секторе осталось около 20-ти семинаристов и уволили не совсем адекватного иеромонаха Макария – проректора по воспитательной работе (более подробно об этом будет рассказано в отельной статье: «Итоги макарьевской диктатуры»).

Возможно, подобные негативные явления были или до сих пор остаются в различных провинциальных семинариях, но такая проблема пока далека от окончательного решения.

3. Великопостное обострение

Подавляющее большинство бывших (выпустившихся или отчислившихся) студентов семинарий унаследовали очень негативный опыт давления со стороны инспекции семинарии, особенно во дни великого поста. Почему то именно великий пост является «веским» оправданием перегибов дежурных помощников и проректоров духовных семинарий в отношении студентов. Многие представители администрации меняются не в лучшую сторону, за любое нарушение готовы принять очень жёсткие меры, хотя перед началом великого поста в прощёное воскресение все друг у друга просили прощение. Конечно, только Богу известно о сердечном расположении любого человека, но очень забавно представить, что вся эта процессия прощёного воскресенья является неким «заблаговременным раскаянием» перед великопостными репрессиями, как некогда участники крестовых походов шли в Святую Землю, заведомо зная, что им будут прощены все грехи по слову Римского Папы.

Зачастую такой негативный опыт делает студентов духовными калеками или как минимум разочарованными в самой церковной системе, и потом такие люди либо молча, уходят из церкви, либо становятся ярыми антиклирикалами (неавистниками любого представителя Церкви начиная с диакона и заканчивая патриархом). Лично, по моему убеждению, таким духовно травмированным людям просто необходима психологическая реабилитация, схожа с современной практикой реабилитации в католической церкви для перегоревших её клириков.

4. Возможные попытки «реабилитации» великого поста в стенах духовных семинарий

Для создания адекватной атмосферы в духовных семинариях, особенно в непростые дни великого поста, необходимо хотя бы попытаться решить эти проблемы.

Первое, что нужно сделать, так это то, чтобы на административные должности ставили максимально адекватных людей, тщательно изучив их биографию, их опыт общения в церковной среде и их психологический портрет, а также наличие полноценного образования в духовной семинарии и желательно наличие образования, полученного в светском ВУЗе. Зачастую пренебрежение такими простыми вещами приводит к тому, что неадекватный или больной человек становится дежпомом, проректором или ректором, который калечит психику семинаристов.

Второе, не менее необходимое действие – наличие психолога, и при необходимости психиатора в мед.сан.части для лечения психологических травм как у самих студентов, так и у представителей инспекции духовной семинарии.

Третье, что нужно сделать – не ужесточать меры воздействия на семинаристов со стороны начальства с началом великого поста, но на протяжении всего обучения держать студентов в тонусе, с максимальным АДЕКВАТНЫМ подходом влияния на студентов. Но при нарушении ими распорядка духовной школы, выяснить у них причину такого поведения и постараться помочь им, если у них есть какие-либо проблемы, и в случае необходимости посоветовать обратиться к психологу.

Неадекватных нужно отсеивать при поступлении, а если же они поступили и проявляют свою неадекватность, то тут нужно как можно деликатнее подойти к разбору самой проблемы неадекватного поведения и выявить истинные, а не надуманные причины подобного поведения и принять соответствующие меры.

Если вы дочитали эту статью до конца и она вам понравилась, то попрошу подписаться на мой канал. Впереди будет множество других статей затрагивающих различные проблемы, происходящии в церковной среде.