Найти тему

Последняя "педагогическая" повесть Георгия Полонского и последняя роль в кино Людмилы Целиковской.

В 1977 г. Георгий Полонский написал повесть "Репетитор". В своей предыдущей повести "Ключ без права передачи" , о фильме по этой повести мы писали здесь,

Полонский показал образ молодой учительницы - "новаторши", которая любит и знает свой предмет, ученики ее класса обожают ее, но оказывается, что этого недостаточно. Молодая самоуверенность и самонадеянность, отсутствие жизненного опыта в общении с коллегами, которых она считает ниже себя по уровню знаний и педагогическому таланту, привели к конфликту, наиболее вероятным исходом которого явится уход этой учительницы из школы.

В следующей своей повести "Репетитор" Полонский решил показать еще одного такого же умненького и разумненького выпускника философского факультета МГУ, который имеет какие-то свои "идеи" в области педагогики, и идет учителем в начальную школу, в первый класс "Г" обычной московской школы. Философ с "красным" дипломом будет учить первоклашек читать, писать и считать. "Сеять разумное, доброе, вечное" начиная с "горшечечного" возраста своих учеников.

Но Полонский нам не покажет эти педагогические опыты главного героя, ему 26 лет и зовут его Евгений Огарышев ( привет Надюхе Огарышевой из "Доживем до понедельника"). Перед началом учебного года наш герой поедет со своей бабушкой на море в Прибалтику, в Дом отдыха актеров, и решит там потренироваться в педагогике.

Повесть была написана в 1977 г., а фильм по этой повести снял через 10 лет кинорежиссер Леонид Нечаев. Режиссер таких известнейших музыкальных фильмов для взрослых и детей, как "Приключения Буратино," Про Красную Шапочку", "Питер Пэн", "Сказка о Звездном мальчике". По сценарию Г. Полонского Нечаев ранее снял фильм "Рыжий, честный, влюбленный."

Главного героя - Евгения играет один из самых романтических молодых советских актеров того времени Валерий Сторожик. Умный, воспитанный, очень скромный молодой человек.

В девятом классе он попал в автоаварию, получил сложный перелом ноги и очень долго болел. Его бабушка, знаменитая актриса Ксения Львовна Замятина, ради внука оставила сцену и кино, и полностью переключилась на его его излечение. Два года они с внуком прожили в Кургане, лечились у знаменитого хирурга Илизарова.

Бабушку играет Людмила Васильевна Целиковская. Это ее последняя роль в кино. Время не властно над обаянием Людмилы Васильевны.

-2

Евгению уже 26 лет. Книжная, романтическая личность, на пляже читает "Бедную Лизу " Карамзина. Бабушка его обожает, но в его отношения с женщинами, вернее в отсутствие таких отношений, не вмешивается. Ее подружки даже предлагают внука женить прямо здесь в санатории. Тем более, есть на ком. К примеру, Карина, тоже актриса. Карину играет Вероника Изотова.

-3

Но Евгений - молодой человек строгих правил, и ему эти курортные романы с московской богемой ни к чему. Карину он достаточно культурно отшивает. Но в это же время его внимание обращается на 18-ти летнюю Катю Батистову, местную жительницу, работающую матросом-спасателем на пляже. Девушка, не испорченная цивилизацией, напористая, непосредственная, обладающая еще массой других достоинств, и имеющая гораздо больше житейского опыта, чем философ Евгений. Катю играет тогдашняя студентка ЛГИТМиКа Светлана Селезнева.

-4

Катя готовится к поступлению в вуз, но еще не определилась в какой. И Евгений, который через полтора месяца должен приступить к проверке на первоклашках некоторых своих педагогических "идей", решает помочь Кате в подготовке к вступительным экзаменам. Вот и вся "педагогическая" линия в этом фильме. А дальше пошла мелодрама.

Катерина по совету подруги Инки решила охмурить философа-репетитора и с помощью его бабки пролезть в театральный вуз, о котором раньше вообще не думала.

-5

Разыграла перед Евгением комедию, что всю жизнь мечтала стать актрисой, а незадачливый философ, уже по уши влюбленный в матроса-спасателя, ринулся на штурм бабушки. Умнейшая и добрейшая бабушка, которая была просто счастлива, что, наконец то ее любимчик в 26 лет стал интересоваться женщинами, естественно, ни в чем ему отказать не могла.

-6

Она не стала ни в чем возражать внуку. Никакие возражения, что матрос и философ не пара, что они из разных социальных слоев, ни к чему бы не привели. Бабушка решила, что пусть внучек до всего дойдет своим умом, а она ему только подскажет варианты возможного развития событий. Хотя к Кате она относится очень хорошо и даже обещает внуку похлопотать, чтобы этот "цветок душистый прерий" поступил в театральный вуз. И согласна, чтобы вот прямо сейчас Катя поехала с ними в Москву.

-7

А Катерина уже вся в мечтах о новой жизни. И репетитор со своим Пастернаком где-то далеко

И даже успела Катерина затащить невинного философа в постель. Но оказалось, что это перебор. От осинки не родятся апельсинки. Это Евгений понял, а еще понял, что нужен он простой и незатейливой, ничего не скрывающей Кате, только в качестве ишака, который привезет ее в нужное место. И ишак уперся. На следующий день после ночи с Катей, собрал свои вещички и, никого не предупреждая, сбежал в Москву. Вот такая "сантабарбара". В финале Катерина, узнав о побеге Евгения, рыдает, все-таки она в него тоже влюбилась. И ее накрывает вот таким плакатом.

-9

"Помните: незнание правил первой помощи не освобождает никого от ответственности за жизнь человека, пострадавшего рядом с вами!" Простим здесь Полонскому, что он перефразировал А. де Сент-Экзюпери по поводу "тех, кого мы приручили". Евгений явно не оправдал надежд автора.

А через двадцать лет после написания повести фильма Георгий Полонский написал эпилог. Вот тут то он и отомстил Евгению по полной, хотя, по-моему, и не за что. Катя родила от Евгения дочь, о которой тот, естественно, никогда не знал. В начале 90-х Катя с дочкой уехала в США.

А еще через год знакомый, приехавший из США, из Бостона, сообщил, что встретил там Катю.
– Позволь... ту Катю? Но как ты ее узнал спустя столько лет?!
– Она, конечно, дама, но лицо-то запоминающееся, глаз таких не спутаешь... Пятый год владеет в Бостоне небольшим парикмахерским салоном. Замужем. За эмигрантом из Польши во втором поколении, у него тоже дело – рекламное агентство, кажется... У них дочь. Точнее – у нее. Поскольку уже из России Катя явилась в Штаты с маленькой девочкой, теперь – двадцатилетней красавицей.

А вот Евгений - автор просто уничтожил его.

он устроился в Музей изобразительных искусств имени Пушкина. Место превосходное, но должность... Смотрителем его туда взяли. "Пока смотрителем", – так выразился он сам.
Что ж, для обладателя "красного диплома" МГУ – возможно, и скудно.
Но для философа – в самый раз. Вокруг – только шедевры, классика мирового искусства, а у тебя полным-полно времени, чтобы размышлять...
Говорят, на нем была жалкая лыжная шапочка. Представить бы лучше - какими были глаза под этой шапочкой.

"Ключа без права передачи" был последним произведением Георгия Полонского на "школьную" тему, после чего он переключился на сказки и мелодрамы. Да, "Репетитор" - это достаточно банальная мелодрама только участие в этом фильме звезды советского кино Людмилы Целиковской, сыгравшем в нем свою последнюю роль, и делает его достойным просмотра. Ну, и еще романтичный Валерий Сторожик и деловая простушка Светлана Селезнева.

А следующим фильмом после "Репетитора", что сняли вместе Георгий Полонский и Леонид Нечаев была музыкальная сказка "Не покидай..." Но об этом фильме в следующей статье.

Пишите комментарии. Ставьте лайки. Подписывайтесь на наш канал.

Российская литература
0