Найти в Дзене
Море, люди, корабли.

Броненосная лодка "Русалка"

#русский флот #броненосная лодка русалка #катастрофы на море

Исходник из свободных
Исходник из свободных

В истории их называют броненосцами, мониторами, хотя при создании их именовали броненосными лодками, их было две "Русалка" и "Чародейка".

После поражения в Крымской войне флот Российской империи сосредоточился на защите столицы империи, для чего наращивался корабельный состав Балтийского флота. На вооружение принимались самые современные на тот момент образцы морского вооружения. Броненосные лодки типа "Русалка" строились по доработанному проекту одного из боевых кораблей английской фирмы «Mитчелл и Ко» и являли собой низкобортные броненосные лодки с двумя башенными установками, по два орудия в каждой. Основным их назначением было недопущение высадки десантов и бомбардировки важных объектов с моря. Борт был бронирован железной броней толщиной в 114 миллиметров, башни имели броню толщиной 140 миллиметров. Закладка "Русалки" состоялась в 25 мая 1865 года, американский корабль, который стал прототипом большинства низкобортных броненосцев "Монитор", уже три года покоился на дне, погиб он ровно от того же отчего погибнет и "Русалка", но все по порядку.

Как и ее младшая и единственная сестра строилась "Русалка" долго и с нареканиями. В строй они с "Чародейкой" вступили в мае 1869, не обошлось без конфузов, крестить конкретно "Русалку" служители церкви, из-за имени бесовского не согласились, менять имя дело долгое, да и скандальное, поскольку закладную доску сам император закладывал, а потому оставили все как есть. Что в итоге получилось видно на картинке ниже.

Примерный внешний вид "Руссалки" собранный из нескольких вариантов реконструкций. Источники из свободных.
Примерный внешний вид "Руссалки" собранный из нескольких вариантов реконструкций. Источники из свободных.

Начало службы "Русалки" было омрачено аварией в конце первой же компании того же 1869 года. Под финал компании "Русалка" блуждая по шхерам налетела на камень и получила пробоину в носовой оконечности, остановить поступление воды никак не удавалось, корабль был на грани гибели. В тот раз "Русалке" повезло с малой глубиной, усевшись носом на мель она перестала погружаться, пробоину заделывали водолазы. Затем служба ее тянулась размеренно без особых происшествий вплоть до начала сентября 1893 года. К тому моменту уже не молодая "Русалка" опять же под конец компании получила приказ выйти в море из Ревеля 7 сентября и следовать в Гельсингфорс, с ней шла канонерская лодка "Туча". Погода была весьма не благоприятной шторм доходил до девяти баллов, что было опасно для любого корабля тех времен, а уж для низкобортной "Русалки" и подавно. Но командир "Русалки", капитан 2-го ранга В. Х. Иениш ослушаться приказа не осмелился. И вот в районе Ревельштейнского плавучего маяка из-за усилившегося шторма и спустившегося тумана "Туча" потеряла "Русалку" из вида. Собственно с этого момента "Русалку" можно считать потерянной, в виду сильного шторма командир "Тучи" решил головной корабль не искать, а в одиночку идти в Гельсингфорс самостоятельно чем, нарушил прямой приказ. Но самым возмутительным в поведении командира "Тучи"считалось то, что , прибыв в Гельсингфорс он в телеграмме начальству даже не упомянул, что пришел один, без "Русалки". Впрочем и начальство повело себя не менее возмутительно даже не запросив уточнений о судьбе "Русалки". Лишь 10 сентября, когда командир "Тучи" зашел в порт Роченсальма, по пути из Гельсингфорса в Бьерке и запросил командование ждать ли ему "Русалку", там осознали неладное. Был срочно отослан запрос в Гельсингфорс, была ли там "Русалка" и получив отрицательный ответ пришлось докладывать в Главный морской штаб о пропаже корабля. А в штабе все уже знали, еще 9 сентября от гельсингфорсского полицмейстера, тот нашел на одном из островов Кремаре обломки шлюпок и труп матроса второй статьи Ивана Прунского. На следующий день были обнаружены другие обломки не оставившие сомнений в гибели "Русалки". Суд и разбирательство обозначили двух виновных. Первым был командир учебно-артиллерийского отряда, к которому относилась "Русалка", контр-адмирал П. С. Бурачек, ему вменяли в вину отсутствие должной осторожности при выборе времени и погоды для отправки в морской переход кораблей с плохой мореходностью. Вторым стал командир канонерской лодки "Туча" капитан 2 ранга Н.М. Лушков, за бездействие и нарушение прямого приказа. Если первый получил выговор, то второй лишился должности. По заключению следствия гибель броненосной лодки "Русалка", скорее всего, произошла из-за заливания волнами в следствии потери управлямости, также был вариант, что "Русалка" получила пробоину при ударе о камни, что в штормовую погоду обрекло ее на быструю гибель. Следствие специально указывало, что корабль был в технически исправном состоянии, достаточно интересная деталь. Стоит отметить, что канонерская лодка "Туча" мореходностью также не блистала, однако она пришла невридимой выдержав те же условия что сгубили "Русалку".

В виду потрясшей флот катастрофы произошедшей при рутинном переходе и незначительных глубин, искать "Русалку" начали сразу, с 10 сентября 1893 года, искали до заморозков и зимних штормов. За время поисков была найдена масса предметов с "Русалки", но ни одного тела, не удалось найти и саму лодку, "Русалка" словно растворилась в Финском заливе оставив лишь разбитые шлюпки и деревянные детали надстройки. Пробовали ее искать в следующем 1894 году и опять без результатов. Официально поиски "Русалки" Российский императорский флот прекратил 15 августа 1894.

Первое сообщение о находке "Русалки" встречается спустя 38 лет в 1932 году, уже при СССР. Правда информация весьма путанная, утверждалось что во время поисков затонувшей подводной лодки №9, водолазы обнаружили на дне корпус корабля весьма похожего на "Русалку". Но поиск подтверждения факта находки в архивах ничего не дал, в отчете экспедиции ничего про обнаружение "Русалки" нет. Упоминание принадлежит К. Д. Золотовскому, именно под его авторством в детском сборнике рассказов «Рыба-одеяло», в рассказе "Девятка" описывается момент обнружения"Руссалки", указывается глубина в 77 метров и необычное положение корпуса стоящего торчком из дна, а вот про координаты ничего. Официально, с точной идитификацией и подробным описанием места гибели, "Русалку" найдут в июле 2003 году, спустя 110 лет после гибели. Ее нашли южнее района первых поисков, в 25 километрах южнее Хельсинки. И вот что интересно, корпус корабля стоит вертикально кормой вверх уйдя в ил наполовину, ровно так как описывется в упоминании от 1932 года. Что называется находка поставившая больше вопросов, чем ответов.

К настоящему времени имеется немало версий гибели "Русалки" из которых можно отметить версию писателя К.Г. Паустовского. Если кратко, то основной причиной стала короткая осенняя буря над Финским заливом, такие бури начинаются после обеда и утихают к ночи. Выйди "Русалка" на час раньше и она бы была цела, а так буря разрушила надстройки и затопила корпус через люки и вентиляцию. Но эта версия никак не объясняет положения корпуса, а исходя из него лодка начала принимать воду в носовую оконечность и стремительно пошла на дно воткнувшись в него носом. Исходя же из версии К.Г. Паустовского, "Русалка" потеряла ход в виду заливания сверху, развернулась бортом к волне и опрокинулась, но в таком случае корпус должен лежать на дне на почти ровном киле. Имеется весьма интересная версия, правда без авторства, что все дело в старой пробоине, полученной "Русалкой" в самом начале службы, да ее заделали, но в тот роковой день корпус не выдержал удара волн именно в месте заделанной пробоины. Ведь тогда, в первый раз, получив пробоину "Русалка" едва не затонула, спасла малая глубина, а в этот раз глубина была больше. Версия, исходя из положения корпуса на дне имеет право на жизнь. Все вопросы снял бы подъем "Русалки", но здесь не все просто, начиная хотя бы с того, что корабль затонул вместе с большой частью экипажа и из-за этого относится к воинским захоронениям.

Один из вариантов схемы гибели, с попыткой объединить все версии разом. Картинка из свободных.
Один из вариантов схемы гибели, с попыткой объединить все версии разом. Картинка из свободных.

В итоге получается, что находка "Русалки" так и не дала точных ответов о причинах ее гибели, может и правда дело в имени корабля.

Еще один вариант, обратите внимание на наклон, такое ощущение, что на дно "Русалка" ушла с башнями, а потеряла их при ударе. Источник из свободных.
Еще один вариант, обратите внимание на наклон, такое ощущение, что на дно "Русалка" ушла с башнями, а потеряла их при ударе. Источник из свободных.