1. «Улисс» (1967)
Великий роман Джеймса Джойса «Улисс» был построен на том, как один день в одном городе (Дублине) предстаёт преломленным в сознании разных его обитателей. На первом плане оказываются стили мышления, а не события.
Произведение кажется принципиально не подходящим для переложения на язык кино.
Однако американский режиссёр Джозеф Стрик, прибегнув к почти авангардным приёмам съёмки и монтажа, смог передать в двухчасовом фильме стилистические и сюжетные особенности романа Джойса.
2. «Бойня номер пять» (1972)
В сюжете романа Курта Воннегута главный герой проживет одномоментно в разных временных отрезках.
Эта сложная концепция мастерски воплощена в фильме благодаря умелому монтажу.
3. «Женщина французского лейтенанта» (1981)
В романе «Женщина французского лейтенанта» писатель Джон Фаулз подкидывает кинематографистам неразрешимую задачу: в нём три разных финала, противоречащих друг другу! Герои то ли расстаются навсегда, то счастливо встречаются.
Это было легко написать на бумаге, но как представить эти взаимоисключающие варианты в кино?
Режиссёр Карел Рейш нашёл изящный выход. Его «Женщина французского лейтенанта» — фильм о съёмках фильма по книге Фаулза. И в то время, как героев ждёт один финал, у играющих их актёров на съёмочной площадке разворачивается другой.
4. «Любовь Свана» (1984)
Проза Марселя Пруста импрессионистична и ассоциативна, на протяжении сотен страниц может вообще не происходить ничего, только герою может казаться, что его подруге что-то показалось...
Его книги вызывают скорее к эфемерности воображения, чем к конкретике кино: как перенести на экран вкус пирожного мадлен или то, что рассказчик привык ложиться спать рано?
Экранизации Пруста, даже созданных классиками кино (Висконти, Лоузи) в основном не удались.
Пожалуй, ближе всего к передаче событий книг оказался фильм Фолькера Шлёндорфа, соединивший в себе мотивы разных романов цикла «В поисках утраченного времени».
5. «Обед нагишом» (1991)
Дэвид Кроненберг обратился к хаотичному тексту Уильяма Берроуза, который называют антироманом.
Режиссёр не стал пытаться перенести на экран события первоисточника, а снял свою не менее ужасающую и хаотичную фантазию.