В конце 1950-х признанный писатель Трумен Капоте, автор романа «Завтрак у Тиффани», вдруг сменил свою манеру и тему и написал документальный детектив, основанный на кровавом и бессмысленном убийстве целой семьи. Получившийся в итоге роман оставил заметный след в литературе и кино.
Книга
Материалом для него послужила история преступления, произошедшего в Канзасе в 1959 году. В посёлке Холкомб, где никогда ничего серьезного не происходит, неизвестные жестоко расправились с мирной семьей, не пощадив даже детей. Никаких внешних мотивов для убийств обнаружить не удалось. Эта резня погрузила поселок в атмосферу подозрительности, начала притягивать к месту событий репортёров и душевнобольных.
Капоте освещал ход следствия для журнала «Нью-йоркер». Он собрал все имевшиеся факты, опросил свидетелей и самих виновников преступления, когда они наконец были задержаны, составив в итоге 6000 страниц записей.
Роман-репортаж отличает безупречный стиль. Композиция строится на приёме монтажа, когда главы, посвященные убийцам, сначала медленно подбирающимся к жертвам, а затем тратящим небогатую добычу, чередуются с описанием занятий обречённой семьи, усилий полиции, разговоров фермеров.
Он был во многом построен на кинематографических приёмах смены планов и эпизодов. Капоте признавал, что на него повлияли фильмы независимых режиссёров братьев Мэйзли (они ещё снимали хронику первого визита «Битлз» в США).
Капоте настоял, чтобы они были включены в список гостей вечера в честь окончания работы над «Хладнокровным убийством», хотя не был с ними знаком лично. Результатом этой встречи стал фильм Мэйзли «В гостях у Трумена Капоте» (1966).
Экранизации
Книга имела шумный успех и была экранизирована, причём Капоте присутствовал на всех этапах создания фильма, словно заново пережив те непростые события. Чёрно-белый фильм Ричарда Брукса 1967 года стал классикой кино.
В 1996 году книга была экранизирована ещё раз в виде мини-сериала.
Капоте стал настолько признанным экспертом по вопросам психологии насилия, что журналисты обращались к нему за комментариями каждый раз, как происходило какое-нибудь загадочное убийство. Например, в 1969 году, когда «семья» Чарльза Мэнсона в течение двух ночей расправилась с совершенно случайными людьми, расписав стены домов кровью жертв.
«Капоте» (2005) vs. «Дурная слава» (2006)
Два режиссёра, ничего не зная друг о друге, параллельно сняли фильмы не только об одном и том же человеке – Трумене Капоте – но и об одном и том же эпизоде его жизни, когда он писал «Хладнокровное убийство».
Сюжеты у фильмов одинаковые: писатель узнаёт о необъяснимом жестоком убийстве фермерской семьи в глухом городке, решает провести собственное расследование, но со временем замысел перерастает в книгу, подобной которой ещё никто не создавал.
И общаясь с преступниками, он проникается всё большим сочувствием к ним.
Картины совпадают временами вплоть до отдельных фраз и деталей. «Дурная слава» претендует на документальность: актёры напрямую выступают с комментариями от лица своих персонажей, как в ток-шоу. Но этот же фильм подчеркивает карикатурные черты облика Капоте: невысокий рост, тонкий голосок, и настаивает на том, что писатель был влюблён в одного из убийц (чего на самом деле никто не может знать, поскольку основных участников событий давно нет в живых).
«Капоте» во всех отношениях более сдержанная работа и оттого выглядит достоверной даже без дополнительных сценарных ухищрений.