Доброго времени суток! Поговорим об элементах итогового сочинения. Элементами данного сочинения являются вступление, основная часть и заключение. Подробнее поговорим об этих составляющих.
1.Вступление:
Объём вступления обычно 60-70 слов. В нём нужно отразить идею
будущего сочинения и основные тезисы.
Вступление состоит из 3 элементов:
1.объяснение ключевых слов темы или цитаты;
2.общие рассуждения о значимости предложенных для объяснения
понятий в жизни
человека;
3.ответ-тезис на главный вопрос темы.
Также вступления бывают разных видов:
1.Исторические
2.Биографические
3.Аналитические
4.Цитатные
5.Личностные
Рассмотрим каждое из них на примерах.
Биографическое вступление
Вся жизнь великого русского мыслителя и писателя Л. Н. Толстого — это бесконечный поиск самого себя. Пройдя через соблазны большого света, через ужасы войны, став знаменитым на весь мир писателем, Лев Николаевич ни на минуту не останавливался в поиске своего предназначения. Не случайно для ответа на вопрос «Какую жизненную цель можно считать достойной?» мы обращаемся к роману-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир».
Аналитическое вступление
Согласно толковому словарю, верность — это неизменность и стойкость чувств по отношению к чему- либо или кому-либо, способность твѐрдо, непоколебимо выполнять свой долг, сдерживать обещания. Это противоположность коварству, предательству, измене, обману. Верность не ждет ничего взамен, о ней не договариваются заранее, она всегда с человеком в любых его начинаниях, будь то отношения с людьми или со своим внутренним миром, мыслями, суждениями, верой.
Цитатное вступление
«Равнодушие — это паралич души, преждевременная смерть». Мне кажется, эти слова Антона Павловича Чехова очень точно характеризуют равнодушных людей. Действительно, как иначе назвать состояние нравственной глухоты, безразличия, с которым всѐ чаще приходится сталкиваться в обществе?
Личностное вступление
Я не случайно выбрал эту тему. Проблема, которую она затрагивает, интересует меня не только как читателя, но и как человека, живущего интересами своего времени и своего поколения…
Рекомендации по вступлению в итоговом сочинении:
- Не стоит начинать сочинения с "атаки вопросами". (Пр. Что такое верность? Какую роль играет верность в отношениях? Что значит быть по-настоящему верным?) При таком подходе даются общие ответы обо всем и ни о чем. Дайте ответ на вопрос, сформулированный в теме сочинения, этого будет достаточно.
- Во вступлении часто используются определения из словаря. Необходимо использовать их с умом. Они должны быть мотивированы темой.
- Не увеличивайте объем вступления. Вступление должно составлять не более 15 % от всего сочинения.
- Во вступлении должен быть обозначен проблемный вопрос (это сама тема) и формулировка ключевого тезиса, который будете доказывать
Темы, предложенные для итогового сочинения, можно разделить на 3 типа:
- тема-вопрос — задаём главный вопрос темы, на который будем отвечать в основной части. Будьте осторожны в формулировке вопроса: не уходите от темы. В этом случае можно использовать клише: "можно ли утверждать, что... ", "почему можно говорить, что это высказывание справедливо", "действительно ли... " и т. д.,
- тема-утверждение (в т.ч. цитата) — требуется обосновать уже имеющееся утверждение,
- тема — назывное предложение (ключевые слова). Нужно сформулировать свое суждение о каждом из них, дать ответы на поставленные вопросы.
2.Основная часть раскрывает идею сочинения и связанные с ней вопросы, представляет систему доказательств выдвинутых положений.
Основная часть = Тезис + Аргумент(-ы)
Тезис — это основная мысль сочинения, которую нужно аргументировано доказывать. Формулировка тезиса зависит от темы сочинения.
Помни об этом:
- По объему oснoвнaя часть должна быть больше, чем вступление и заключение, вместе взятые.
- Тезис, подкрепленный аргументом, может быть всeгo oдин.
- Оптимальное количество литературных аргументов – 2.
- Каждому тезису – свой аргумент!
- Связка - это переход от одной мысли к другой. Нужно плавно переходить от тезиса к аргументации.
Аргумент нужно:
- привести из литературных источников.
- выделить в отдельный абзац.
- в конце каждого аргумента написать микровывод.
- к одному тезису привести один литературный аргумент, но лучше, чтобы аргументов было два.
- если тезисов несколько, то к каждому из них приводится свой аргумент.
Аргумент состоит из 3 элементов:
- Обращение к литературному произведению - называем автора и произведение(Я бы хотела погорить о писателе Михаиле Юрьевиче Лермонтове, который написал произведение о монахе желающем вернуться на родину под названием "Мцыри"), его жанр (если знаем; если не знаем, то так и пишем — "произведение", чтобы избежать фактических ошибок).
- Его интерпретацию - здесь мы обращаемся к сюжету произведения или конкретному эпизоду, характеризуем героя(-ев). Желательно несколько раз упомянуть автора, используя речевые клише типа "автор повествует", "автор описывает", "писатель рассуждает", "поэт показывает", "автор считает" и т. п. Почему нельзя просто написать: "герой пошёл туда-то, сделал то-то" ? А потому что это будет уже не анализ, а простой пересказ.
- Микровывод (он завершает только одну из микротем, а не всё сочинение в целом; нужен для логичности и связности текста): в этой части мы, как правило, формулируем основную мысль всего упомянутого произведения или авторскую позицию по конкретной проблеме. Используем клише типа "писатель приходит к выводу... ", "автор приводит нас к мысли от том..." и т. п.
Заключение подводит итоги, содержит конечные выводы и оценки.
4 способа закончить сочинение:
1.Вывод. Принято завершать сочинение выводом из всего вышесказанного, но нельзя повторять те микровыводы, которые уже делались в сочинении после аргументов.
2.Заключение-призыв. Не используй пафосные лозунги "Берегите нашу Землю!" . Лучше не использовать глаголы 2 -го лица: "берегите", "уважайте", "помните" . Ограничьтесь формами "нужно", "важно", "давайте" и т. д. .
3.Заключение — выражение надежды, позволяет избежать дублирования мысли, этических и логических ошибок. Выражать надежду нужно на что-нибудь позитивное.
4.Цитата, подходящая по смыслу и высказана уместно. Рекомендуем заранее подготовить цитаты по всем тематическим направлениям, чтобы соответствовало главной мысли сочинения.
Помни: смысл цитаты обязательно должен соответствовать главной мысли сочинения.
Структуру сочинения условно можно разделить на два вида:
1.Композиционная.
2.Логическая
Вступление:
1.Основная часть
2.Заключение
Логическая структура
Зачин. Подготовка к восприятию основных мыслей работы
Тезис 1
Доказательства, примеры
Микровывод
Тезис 2
Доказательства, примеры
Микровывод
Тезис 3
Доказательства, примеры
Микровывод
(…)
Вывод. Обобщение по всей теме
Сборник клише для итогового сочинения:
1. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
- Автор NN коснулся такой-то проблемы. Уделил внимание какой-либо проблеме.1. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
- Что такое настоящая дружба? Каких друзей можно назвать настоящими? Над этими вопросами размышляет автор цитаты.
- Честь... Человеческое достоинство... Всегда ли нужно отстаивать их? Не лучше ли в трудную минуту для своего собственного покоя, покоя близких людей промолчать, спрятаться? Очень многие размышляли над этими вопросам, не оставили они равнодушными и NN, который остро и полемично рассматривает проблему чети и бесчестия в ...
- Проблема, обозначенная таким-то автором, заключается в следующем:
- Проблема сложная или трудная, глубокая, актуальная, злободневная, философская, политическая, нравственная и т. д.
2. КОММЕНТАРИЙ ПРОБЛЕМЫ
- "Уважение к минувшему — вот черта, отличающая образованность от дикости". Так сказал однажды великий русский поэт А.С. Пушкин. Актуальна ли эта проблема в наше время? Многие ли могут оглянуться назад и с теплотой вспомнить то, что было в далеком прошлом, например в юности, в детстве? Именно о сказочной поре своего детства, о том времени, когда формируется характер и мировоззрение ребенка, закладываются те основы, с которыми ему придется жить в будущем, и рассуждает Ю. Нагибин в своем тексте".
- "Размышляя над актуальной во все времена (актуальной особенно в наше время, злободневной, философской, глубокой, главной, общественно значимой, вечной, важной, общечеловеческой) …
- Таким образом, позиция автора заключается в том, что...
3. АРГУМЕНТАЦИЯ
- Правоту автора подтверждает и опыт художественной литературы. Не случайно писатели всегда рассматривали...
- Вспомним хотя бы …
- Известный русский писатель, выдающийся ученый, философ и т.п.
Например: Выдающийся борец за гражданские права Мартин Лютер Кинг учил, что...; Гениальный русский ученый Д. И. Менделеев однажды сказал, что...; Еще Петр 1 говорил, что...; Любой историк скажет вам, что...; Большинство врачей считают, что...; Как установлено японскими учеными... и т. п. - Что значит быть высоконравственным человеком? Мне кажется, нравственный человек – это тот, кто стремиться к тому, чтобы стать лучше, не причинять боли другим людям. Примеров стремления "быть вполне хорошим" очень много в русской классической литературе. Вспомним героев романа"Война и мир" Льва Николаевича Толстого. Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова... Все они стремились стать лучше, добрее, чище...
4. ВВОДНЫЕ СЛОВА И ВЫРАЖЕНИЯ
- На мой взгляд, я убеждён, мне кажется, по моему мнению, несомненно, не вызывает сомнении;, возможно, я, ошибаюсь, но позволю себе высказать собственноё видение проблемы и др.
- NN открыл для меня новый взгляд на проблему..., помог мне по-новому взглянуть на.... Словно повторил мои мысли о..., выразил близкие мне чувства о... и т.д.
- Следовательно, таким образом, подводя итог, можно сделать вывод о и др.
Что ж на этом пожалуй все. Я вас познакомила с структурой итогового сочинения. Увидимся в следующих статьях.