Найти тему

Структуру итогового сочинения.

Оглавление

Доброго времени суток! Поговорим об элементах итогового сочинения. Элементами данного сочинения являются вступление, основная часть и заключение. Подробнее поговорим об этих составляющих.

1.Вступление:
Объём вступления обычно 60-70 слов. В нём нужно отразить идею
будущего сочинения и основные тезисы.

Вступление состоит из 3 элементов:

1.объяснение ключевых слов темы или цитаты;
2.общие рассуждения о значимости предложенных для объяснения
понятий в жизни
человека;
3.ответ-тезис на главный вопрос темы.

Также вступления бывают разных видов:
1.Исторические
2.Биографические
3.Аналитические
4.Цитатные
5.Личностные
Рассмотрим каждое из них на примерах.

Биографическое вступление

Вся жизнь великого русского мыслителя и писателя Л. Н. Толстого — это бесконечный поиск самого себя. Пройдя через соблазны большого света, через ужасы войны, став знаменитым на весь мир писателем, Лев Николаевич ни на минуту не останавливался в поиске своего предназначения. Не случайно для ответа на вопрос «Какую жизненную цель можно считать достойной?» мы обращаемся к роману-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир».

Аналитическое вступление

Согласно толковому словарю, верность — это неизменность и стойкость чувств по отношению к чему- либо или кому-либо, способность твѐрдо, непоколебимо выполнять свой долг, сдерживать обещания. Это противоположность коварству, предательству, измене, обману. Верность не ждет ничего взамен, о ней не договариваются заранее, она всегда с человеком в любых его начинаниях, будь то отношения с людьми или со своим внутренним миром, мыслями, суждениями, верой.

Цитатное вступление

«Равнодушие — это паралич души, преждевременная смерть». Мне кажется, эти слова Антона Павловича Чехова очень точно характеризуют равнодушных людей. Действительно, как иначе назвать состояние нравственной глухоты, безразличия, с которым всѐ чаще приходится сталкиваться в обществе?

Личностное вступление

Я не случайно выбрал эту тему. Проблема, которую она затрагивает, интересует меня не только как читателя, но и как человека, живущего интересами своего времени и своего поколения…


Рекомендации по вступлению в итоговом сочинении:

  • Не стоит начинать сочинения с "атаки вопросами". (Пр. Что такое верность? Какую роль играет верность в отношениях? Что значит быть по-настоящему верным?) При таком подходе даются общие ответы обо всем и ни о чем. Дайте ответ на вопрос, сформулированный в теме сочинения, этого будет достаточно.
  • Во вступлении часто используются определения из словаря. Необходимо использовать их с умом. Они должны быть мотивированы темой.
  • Не увеличивайте объем вступления. Вступление должно составлять не более 15 % от всего сочинения.
  • Во вступлении должен быть обозначен проблемный вопрос (это сама тема) и формулировка ключевого тезиса, который будете доказывать

    Темы, предложенные для итогового сочинения, можно разделить на 3 типа:
  1. тема-вопрос — задаём главный вопрос темы, на который будем отвечать в основной части. Будьте осторожны в формулировке вопроса: не уходите от темы. В этом случае можно использовать клише: "можно ли утверждать, что... ", "почему можно говорить, что это высказывание справедливо", "действительно ли... " и т. д.,
  2. тема-утверждение (в т.ч. цитата) — требуется обосновать уже имеющееся утверждение,
  3. тема — назывное предложение (ключевые слова). Нужно сформулировать свое суждение о каждом из них, дать ответы на поставленные вопросы.

2.Основная часть раскрывает идею сочинения и связанные с ней вопросы, представляет систему доказательств выдвинутых положений.

Основная часть = Тезис + Аргумент(-ы)

Тезис — это основная мысль сочинения, которую нужно аргументировано доказывать. Формулировка тезиса зависит от темы сочинения.

Помни об этом:

  • По объему oснoвнaя часть должна быть больше, чем вступление и заключение, вместе взятые.
  • Тезис, подкрепленный аргументом, может быть всeгo oдин.
  • Оптимальное количество литературных аргументов – 2.
  • Каждому тезису – свой аргумент!
  • Связка - это переход от одной мысли к другой. Нужно плавно переходить от тезиса к аргументации.

Аргумент нужно:

  • привести из литературных источников.
  • выделить в отдельный абзац.
  • в конце каждого аргумента написать микровывод.
  • к одному тезису привести один литературный аргумент, но лучше, чтобы аргументов было два.
  • если тезисов несколько, то к каждому из них приводится свой аргумент.

Аргумент состоит из 3 элементов:

  1. Обращение к литературному произведению - называем автора и произведение(Я бы хотела погорить о писателе Михаиле Юрьевиче Лермонтове, который написал произведение о монахе желающем вернуться на родину под названием "Мцыри"), его жанр (если знаем; если не знаем, то так и пишем — "произведение", чтобы избежать фактических ошибок).
  2. Его интерпретацию - здесь мы обращаемся к сюжету произведения или конкретному эпизоду, характеризуем героя(-ев). Желательно несколько раз упомянуть автора, используя речевые клише типа "автор повествует", "автор описывает", "писатель рассуждает", "поэт показывает", "автор считает" и т. п. Почему нельзя просто написать: "герой пошёл туда-то, сделал то-то" ? А потому что это будет уже не анализ, а простой пересказ.
  3. Микровывод (он завершает только одну из микротем, а не всё сочинение в целом; нужен для логичности и связности текста): в этой части мы, как правило, формулируем основную мысль всего упомянутого произведения или авторскую позицию по конкретной проблеме. Используем клише типа "писатель приходит к выводу... ", "автор приводит нас к мысли от том..." и т. п.
-2

Заключение подводит итоги, содержит конечные выводы и оценки.

4 способа закончить сочинение:

1.Вывод. Принято завершать сочинение выводом из всего вышесказанного, но нельзя повторять те микровыводы, которые уже делались в сочинении после аргументов.

2.Заключение-призыв. Не используй пафосные лозунги "Берегите нашу Землю!" . Лучше не использовать глаголы 2 -го лица: "берегите", "уважайте", "помните" . Ограничьтесь формами "нужно", "важно", "давайте" и т. д. .

3.Заключение — выражение надежды, позволяет избежать дублирования мысли, этических и логических ошибок. Выражать надежду нужно на что-нибудь позитивное.

4.Цитата, подходящая по смыслу и высказана уместно. Рекомендуем заранее подготовить цитаты по всем тематическим направлениям, чтобы соответствовало главной мысли сочинения.
Помни: смысл цитаты обязательно должен соответствовать главной мысли сочинения.

Структуру сочинения условно можно разделить на два вида:

1.Композиционная.

2.Логическая

Вступление:

1.Основная часть

2.Заключение

Логическая структура

Зачин. Подготовка к восприятию основных мыслей работы

Тезис 1
Доказательства, примеры
Микровывод
Тезис 2
Доказательства, примеры
Микровывод
Тезис 3
Доказательства, примеры
Микровывод
(…)

Вывод. Обобщение по всей теме

-3

Сборник клише для итогового сочинения:

1. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

  • Автор NN коснулся такой-то проблемы. Уделил внимание какой-либо проблеме.1. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
  • Что такое настоящая дружба? Каких друзей можно назвать настоящими? Над этими вопросами размышляет автор цитаты.
  • Честь... Человеческое достоинство... Всегда ли нужно отстаивать их? Не лучше ли в трудную минуту для своего собственного покоя, покоя близких людей промолчать, спрятаться? Очень многие размышляли над этими вопросам, не оставили они равнодушными и NN, который остро и полемично рассматривает проблему чети и бесчестия в ...
  • Проблема, обозначенная таким-то автором, заключается в следующем:
  • Проблема сложная или трудная, глубокая, актуальная, злободневная, философская, политическая, нравственная и т. д.

2. КОММЕНТАРИЙ ПРОБЛЕМЫ

  1. "Уважение к минувшему — вот черта, отличающая образованность от дикости". Так сказал однажды великий русский поэт А.С. Пушкин. Актуальна ли эта проблема в наше время? Многие ли могут оглянуться назад и с теплотой вспомнить то, что было в далеком прошлом, например в юности, в детстве? Именно о сказочной поре своего детства, о том времени, когда формируется характер и мировоззрение ребенка, закладываются те основы, с которыми ему придется жить в будущем, и рассуждает Ю. Нагибин в своем тексте".
  2. "Размышляя над актуальной во все времена (актуальной особенно в наше время, злободневной, философской, глубокой, главной, общественно значимой, вечной, важной, общечеловеческой) …
  3. Таким образом, позиция автора заключается в том, что...

3. АРГУМЕНТАЦИЯ

  1. Правоту автора подтверждает и опыт художественной литературы. Не случайно писатели всегда рассматривали...
  2. Вспомним хотя бы …
  3. Известный русский писатель, выдающийся ученый, философ и т.п.
    Например: Выдающийся борец за гражданские права Мартин Лютер Кинг учил, что...; Гениальный русский ученый Д. И. Менделеев однажды сказал, что...; Еще Петр 1 говорил, что...; Любой историк скажет вам, что...; Большинство врачей считают, что...; Как установлено японскими учеными... и т. п.
  4. Что значит быть высоконравственным человеком? Мне кажется, нравственный человек – это тот, кто стремиться к тому, чтобы стать лучше, не причинять боли другим людям. Примеров стремления "быть вполне хорошим" очень много в русской классической литературе. Вспомним героев романа"Война и мир" Льва Николаевича Толстого. Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова... Все они стремились стать лучше, добрее, чище...

4. ВВОДНЫЕ СЛОВА И ВЫРАЖЕНИЯ

  1. На мой взгляд, я убеждён, мне кажется, по моему мнению, несомненно, не вызывает сомнении;, возможно, я, ошибаюсь, но позволю себе высказать собственноё видение проблемы и др.
  2. NN открыл для меня новый взгляд на проблему..., помог мне по-новому взглянуть на.... Словно повторил мои мысли о..., выразил близкие мне чувства о... и т.д.
  3. Следовательно, таким образом, подводя итог, можно сделать вывод о и др.

-4

Что ж на этом пожалуй все. Я вас познакомила с структурой итогового сочинения. Увидимся в следующих статьях.