У многих сейчас нет различия между выражениями «получить отметку» и «получить оценку». Эти слова не являются синонимами.
Оценка — это мнение о ценности, уровне или качестве чего-либо или кого-либо.
Отметка — это установленное обозначение степени знаний ученика.
Соответственно оценка – качественный показатель, отметка – количественный показатель результатов контроля учебно-познавательной деятельности учащихся.
Почему произошло слияние понимания «оценка» и «отметка»? Многие годы в отечественной системе образования имелась единая общегосударственная система оценивания: пятибалльная.
Теория вопроса.
В педагогике отметки выполняют ряд функций:
- мотивационная (стимулирует учебную деятельность).
- Диагностическая (предполагает выяснение причин трудностей, возникающих у ученика при обучении, выявление пробелов в знаниях и умениях).
- Стимулирующая (стимулирует желание учащихся улучшить результаты, развивает чувство ответственности, стремление к соревнованию, формирует положительные мотивы учения).
- Воспитательная (формирует самосознание, и адекватную самооценку)
- Информационная (показывает степень успешности ученика).
В школе, когда учитель оценивает ответ ученика, он высказывает свое мнение о конкретной деятельности его на уроке.
Когда учитель ставит отметку - это показатель качества знаний, умений, навыков ученика.
Можно ли учить без отметок?
В нашей стране возможности
безотметочного обучения скрупулезно изучил основатель гуманной педагогики Шалва Александрович Амонашвили.
"Отметки, с одной стороны, подменяют прямые мотивы учения косвенными, а с другой - насаждают в процессе обучения нервозность, страх, неприязнь к учителю. Можно заставить учиться, но невозможно принудить к познавательной активности, заставить быть увлеченным в процессе познания. Вот это-та радость и покидает школьника, когда его учебная деятельность управляется с помощью отметок»
Ш.А. Амонашвили
Безотметочное обучение существует и с успехом применяется!
Идея безотметочного обучения внедрена в развивающей системе Д. Б. Эльконина-В. В. Давыдова.
Система обучения построена на развитии способности ребёнка к рефлексии, т.е. самооценивания. Процесс самооценивания «подхватил» все функции, которые раньше принадлежали отметкам, что позволило от них отказаться.
Учителей средней школы всегда удивляли дети, обучавшиеся в начальной школе по системе Д. Б. Эльконина–В. В. Давыдова. Дети говорили «я напишу контрольную на 5», «а я напишу контрольную на 4». (В средней школе всегда были отметки.) И они действительно писали контрольную так, как «предсказывали». Просто дети научились самостоятельно оценивать уровень своих знаний. И эти оценки позволяли им самостоятельно ставить перед собой задачи в учебе.
Как это работает
Вместо отметки в безотметочном оценивании используются оценочные шкалы, которые должны быть все время разные, чтобы система оценок не была привязана к пяти — десяти — сто балльной шкале, обладала гибкостью, была в состоянии тонко реагировать на прогресс (или регресс) в успеваемости ученика. Дети обязательно участвуют в разработке этих шкал вместе с учителем, таким образом для них открывается внутренняя кухня оценивания, что поможет на последующих уровнях образования самостоятельно и рационально перевести любую нестандартную оценочную шкалу в пяти-, десяти- или сто балльную.
Например, в первые дни обучения учитель обращается к детям:
«Вы знаете, что в школе за каждую работу ставится отметка. Но в нашей школе отметки необычные. Сейчас я научу оценивать каждую работу с помощью линеечек. Пусть каждый напишет свое имя». Дети пишут имена, как умеют. Учитель на доске пишет любое имя (не слишком красиво) и приглашает 4-5 помощников: «Вот Миша записал свое имя. Давайте оценим его работу. Сначала оценим, красиво ли он написал (Рисует линеечку «К» — «красота»)
- Если вы считаете, что слово написано очень-очень-очень красиво, красивее невозможно, ставьте свою оценку здесь. (Ставит крестик на самом верху линеечки).
- Если считаете, что слово написано некрасиво, плохо, но бывает и хуже, свою оценку ставьте в нижней трети линеечки.
- А где я поставлю свою оценку, если считаю, что работа выполнена красиво, но можно было бы сделать еще лучше? (Помощники показывают место на линеечке; учитель их корректирует, стирает свои предыдущие значки.) Понятно, как оценивать красоту работы по линеечке? Теперь пусть каждый мой помощник сам оценит работу.
Далее дети ставят оценку себе таким же способом. Если учитель согласен, он обводит крестик красным цветом. Если нет – ставит свой крестик.
Правило, которое должно стать законом для любого учителя и родителей: ребенок сравнивается только с самим собой, а не с другими детьми. Самостоятельно найденные и исправленные ошибки не являются поводом для снижения отметки.
Учителю такая система дает возможность объективно оценить трудности каждого ученика, сравнить сегодняшние успехи конкретного ребенка с его прежними и будущими успехами, увидеть, в каких дополнительных упражнениях нуждается класс в целом и отдельные ученики. Такая форма представления результатов неоценима для бесед с родителями.
- В заголовке использовано начало стихотворения Эммы Мошковской «Первая двойка»