Найти тему

А у меня портфель в руке. С огромной двойкой в дневнике!*

Оглавление
О чём спрашивает родитель своего ребенка, вернувшегося из школы? - об отметках. О чем говорит учитель, сообщая результаты проверенных работ? - об отметках.
О чём спрашивает родитель своего ребенка, вернувшегося из школы? - об отметках. О чем говорит учитель, сообщая результаты проверенных работ? - об отметках.

У многих сейчас нет различия между выражениями «получить отметку» и «получить оценку». Эти слова не являются синонимами.

Оценка — это мнение о ценности, уровне или качестве чего-либо или кого-либо.

Отметка — это установленное обозначение степени знаний ученика.

Соответственно оценка – качественный показатель, отметка – количественный показатель результатов контроля учебно-познавательной деятельности учащихся.

Почему произошло слияние понимания «оценка» и «отметка»? Многие годы в отечественной системе образования имелась единая общегосударственная система оценивания: пятибалльная.

Теория вопроса.

В педагогике отметки выполняют ряд функций:

  • мотивационная (стимулирует учебную деятельность).
  • Диагностическая (предполагает выяснение причин трудностей, возникающих у ученика при обучении, выявление пробелов в знаниях и умениях).
  • Стимулирующая (стимулирует желание учащихся улучшить результаты, развивает чувство ответственности, стремление к соревнованию, формирует положительные мотивы учения).
  • Воспитательная (формирует самосознание, и адекватную самооценку)
  • Информационная (показывает степень успешности ученика).

В школе, когда учитель оценивает ответ ученика, он высказывает свое мнение о конкретной деятельности его на уроке.

Когда учитель ставит отметку - это показатель качества знаний, умений, навыков ученика.

Можно ли учить без отметок?

В нашей стране возможности

безотметочного обучения скрупулезно изучил основатель гуманной педагогики Шалва Александрович Амонашвили.

"Отметки, с одной стороны, подменяют прямые мотивы учения косвенными, а с другой - насаждают в процессе обучения нервозность, страх, неприязнь к учителю. Можно заставить учиться, но невозможно принудить к познавательной активности, заставить быть увлеченным в процессе познания. Вот это-та радость и покидает школьника, когда его учебная деятельность управляется с помощью отметок»

Ш.А. Амонашвили

Безотметочное обучение существует и с успехом применяется!

Идея безотметочного обучения внедрена в развивающей системе Д. Б. Эльконина-В. В. Давыдова.

Система обучения построена на развитии способности ребёнка к рефлексии, т.е. самооценивания. Процесс самооценивания «подхватил» все функции, которые раньше принадлежали отметкам, что позволило от них отказаться.

Учителей средней школы всегда удивляли дети, обучавшиеся в начальной школе по системе Д. Б. Эльконина–В. В. Давыдова. Дети говорили «я напишу контрольную на 5», «а я напишу контрольную на 4». (В средней школе всегда были отметки.) И они действительно писали контрольную так, как «предсказывали». Просто дети научились самостоятельно оценивать уровень своих знаний. И эти оценки позволяли им самостоятельно ставить перед собой задачи в учебе.

Учебники системы РО Эльконина-Давыдова
Учебники системы РО Эльконина-Давыдова

Как это работает

Вместо отметки в безотметочном оценивании используются оценочные шкалы, которые должны быть все время разные, чтобы система оценок не была привязана к пяти — десяти — сто балльной шкале, обладала гибкостью, была в состоянии тонко реагировать на прогресс (или регресс) в успеваемости ученика. Дети обязательно участвуют в разработке этих шкал вместе с учителем, таким образом для них открывается внутренняя кухня оценивания, что поможет на последующих уровнях образования самостоятельно и рационально перевести любую нестандартную оценочную шкалу в пяти-, десяти- или сто балльную.

Например, в первые дни обучения учитель обращается к детям:

«Вы знаете, что в школе за каждую работу ставится отметка. Но в нашей школе отметки необычные. Сейчас я научу оценивать каждую работу с помощью линеечек. Пусть каждый напишет свое имя». Дети пишут имена, как умеют. Учитель на доске пишет любое имя (не слишком красиво) и приглашает 4-5 помощников: «Вот Миша записал свое имя. Давайте оценим его работу. Сначала оценим, красиво ли он напи­сал (Рисует линеечку «К» — «красота»)

Линейка чертится в рабочей тетради, на ней дети показывают свою оценку выполненной работы меткой (крестиком), по высоте линейки. Учитель может определить уровень самооценки ученика (заниженная, завышенная оценка или адекватная).
Линейка чертится в рабочей тетради, на ней дети показывают свою оценку выполненной работы меткой (крестиком), по высоте линейки. Учитель может определить уровень самооценки ученика (заниженная, завышенная оценка или адекватная).

- Если вы считаете, что слово написано очень-очень-очень красиво, красивее невозможно, ставьте свою оценку здесь. (Ставит крестик на самом верху линеечки).

- Если считаете, что слово написано некрасиво, плохо, но бывает и хуже, свою оценку ставьте в нижней трети линеечки.

- А где я поставлю свою оценку, если считаю, что работа выполнена красиво, но можно было бы сделать еще лучше? (Помощники показывают место на линеечке; учитель их корректирует, стирает свои предыдущие значки.) Понятно, как оценивать красоту работы по линеечке? Теперь пусть каждый мой помощник сам оценит ра­боту.

Далее дети ставят оценку себе таким же способом. Если учитель согласен, он обводит крестик красным цветом. Если нет – ставит свой крестик.

Правило, которое должно стать законом для любого учителя и родителей: ребенок сравнивается только с самим собой, а не с другими детьми. Самостоятельно найденные и исправленные ошибки не являются поводом для снижения отметки.

Учителю такая система дает возможность объективно оценить трудности каждого ученика, сравнить сегодняшние успехи конкретного ребенка с его прежними и будущими успехами, увидеть, в каких дополнительных упражнениях нуждается класс в целом и отдельные ученики. Такая форма представления результатов неоценима для бесед с родителями.

  • В заголовке использовано начало стихотворения Эммы Мошковской «Первая двойка»