Найти тему
Мир Фэнтези

Почему назгул не убили Фродо на Заветери сразу же после его ранения Моргульским клинком?

Просматривая разные вопросы на одном русскоязычном форуме, в глаза мне бросилась следующая тема: «Логика назгул на Заветери», где один из участников спрашивал, почему же Кольцепризраки после ранения Фродо не смогли попросту добить беспомощного хоббита, ведь ни Гэндальфа, ни кого-то могущественнее Арагорна там в данный момент не оказалось. Поэтому в своей статье мне бы хотелось достаточно подробно ответить на этот вопрос, для чего придётся обратиться и к черновым вариантам «Охоты за Кольцом», и к примечанию переводчиков М. Каменкович и В. Каррик.

Назгул. Джон Хоу.
Назгул. Джон Хоу.
Примечание: Данная часть статьи является полностью основанной на канонических материалах Толкина, а не какими-то "бреднями" автора или его "больными фантазиями".

Согласно их замечанию, многие исследователи отмечали некоторую непоследовательность сцены, когда всадники отступили, удовлетворившись ранением Фродо, и не попытались отобрать у него Кольцо. В пользу этого можно привести два подробных аргумента (остаётся, правда, гадать, какой из них удовлетворил бы самого автора):

Во-первых, символизм данной сцены. Неслучайно конфликт разыгрывается в «невидимом мире» после того, как Фродо надел Кольцо. Здесь действуют иные законы, нежели в мире вещественном. По-видимому, речь идёт не просто о физическом противостоянии врагам, а скорее, о противостоянии духовном. Назгул оказалось не достаточно победить хоббита при помощи силы. Точно так же бес не может получить человеческую душу, не вынудив её сдаться тем или иным способом [«Властелин Колец», «Примечания: Примечание 151»].

Надев же сокровище, его Носитель таким образом отдаёт себя «в руки» назгул, хотя у него хватает сил бросить им вызов и призвать на помощь Элберет. Сцена на Заветери как бы иллюстрирует борьбу христианина с бесовским искушением по классической схеме: воспользовавшись Кольцом, т. е. согрешив под чужим воздействием (так как одно из символических значений Кольца — грех), Фродо открывается тёмным силам. В свою очередь, те получают к нему «доступ», но молитва и мгновенный отказ следовать «дальнейшим внушениям зла спасают его [«Властелин Колец», «Примечания: Примечание 151»].

Во-вторых, страх самих назгул, точнее, самого Короля-Чародея, бывшего владыки Ангмара, перед его врагами. Его действительно настолько потрясло противостояние Гэндальфа ему и его напарникам, что тот начал осознавать великую опасность со всех сторон миссии, с которой его послал Саурон. Поэтому у Предводителя Назгул сложилось впечатление, что он плохо выполняет своё дело, не добившись до сих пор ничего значимого, кроме пробуждения могущества Мудрых и привлечения их внимания к Кольцу [«Властелин Колец: Спутник читателя»].

Но самое главное заключается в следующем: робкий и напуганный Хранитель сопротивлялся ему, посмел напасть на него с зачарованным мечом, давным-давно сделанным его врагами с целью уничтожения Короля-Чародея. В таком случае, он был в какой-то мере более могущественным, чем Умертвия, и прокричал имя «Элберет», внушающее назгул неимоверный ужас. Таким образом, как решил их предводитель, Фродо находился в союзе с Высокими Эльфами Серых Гаваней и отступил [«Властелин Колец: Спутник читателя»].

Избежав раны от меча из Могильников, которая должна была стать такой же смертоносной для него, как и Моргульский клинок для Фродо (как выяснилось в дальнейшем), Королю-Чародею пришлось на время отступить и затаиться. Тем не менее, его терзали сомнения и страх перед Арагорном, а особенно перед Фродо. Но страх перед Сауроном и сила воли Саурона оказались сильнее [«Властелин Колец: Спутник читателя»]. Поэтому до Бруиненского Брода Предводитель Назгул всё же добрался, однако встретил мгновенный и решительный отпор со стороны Элронда, Гэндальфа, Глорфинделя и сына Араторна II.

Таким образом, назгул не смогли окончательно убить Фродо на Заветери по двум очень простым причинам: символизм данной сцены и банальный страх Девятерых (и в том числе их могущественного предводителя) перед Фродо и Арагорном.

Источники

1. «Спутник читателя» — Уэйн Г. Хаммонд и К. Скалл.

2. «Властелин Колец» — Дж. Толкин: «Содружество Кольца».

3. Все фото взяты из открытых источников.

#литература #искусство #кино #интересные факты #фантастика #фэнтези #культура #творчество #чтение #властелин колец